БОЕВЫЕ ПАСЫНКИ
(Часть II)
Аэро или авто?
С массовым развитием производства аэросаней появилась проблема: авиационные
моторы удорожали сани, да и тормозили их выпуск. Моторов не хватало для самолетов.
Надо было искать выход.
Его предложил доцент Горьковского политехнического института М. Веселовский.
Он спроектировал новый аппарат, в котором вместо авиационного двигателя использовался
автомобильный мотор.
Это новшество поспело к очередной войне. И осенью 1941 года Государственный
Комитет Обороны обязал Наркомречфлот обеспечить войска достаточным количеством
боевых аэросаней. Многие ремонтные и судостроительные заводы на Волге приступили
к их строительству. Моторы к ним шли от легкового серийного автомобиля ГАЗ-М1.
Автозаводцы, комплектовавшие двигатель аэросаней, сделали еще одно важное усовершенствование.
Они заменили деревянный винт металлическим. И теперь аэросани уже не боялись кустарника,
который мог встретиться им на пути.
Доработанные автозаводцами сани получили заводской номер ГАЗ-98, но, чтобы
не обидеть речной флот, который их строил, в развернутом индексе упомянули и его
— РФ-8—ГАЗ-98.
6 января 1942 года горьковские аэросани появились на многих участках фронта
в Подмосковье и в районе Старой Руссы. Они были вооружены пулеметом, который на
турельном кольце мог иметь угол обстрела в 300 градусов. Под носовой обшивкой
на специальной полке размещался боекомплект — 10 магазинов с патронами для пулемета
и гранаты для ведения ближнего боя.
Справедливости ради эти сани можно было бы именовать автосанями, раз двигал
их автомобильный мотор, но не будем делать для них исключение. Тем более что автозаводцы
вскоре создали опытную модель штабных саней ГАЗ-98К, где вынуждены были вернуться
к авиационному мотору. Автомобильный был слаб для тяжелых саней.
“Снежная тачанка”
Именно такое прозвище получили аэросани на фронте. Своей стремительностью они
на нее и походили.
Тщетно искать в военных мемуарах даже упоминаний об аэросанях. Их просто там
нет. Единственный из военачальников, сказавший о них доброе слово, был Константин
Константинович Рокоссовский. В своей книге “Солдатский долг” он писал:
"По нашей просьбе В. Д. Соколовский прислал аэросанную роту. Располагалась
она при штабе тыла армии. Каждые аэросани вооружены легким пулеметом.
Очень крепкая помощь, и не только для живой связи, как обнаружилось.
Во второй половине февраля немецкий лыжный отряд — до двухсот с лишним солдат
— ночью проник к нам в тыл и пересек дорогу, питавшую правое крыло армии всем
необходимым. Создалось на время критическое положение.
Рота
моментально выдвинулась в район, занятый немецкими лыжниками, развернулась и с
ходу атаковала, ведя огонь из четырнадцати своих пулеметов. Немцы были рассеяны,
истреблены.
Взятые в этой стычке пленные в один голос говорили, что эта атака их ошеломила;
они приняли аэросани за танки и были поражены, почему же машины как будто летели
по глубокому снегу".
Есть еще одна книжка, которая не претендует на мемуары, но рассказывает о действии
аэросанных рот и батальонов. Видели ее немногие. На ней гриф ДСП (“для служебного
пользования”), и каждый ее экземпляр пронумерован. Секретность понятна — вышла
она в 1944 году. Название ее скучное, но красноречивое: "Обзор военных действий
аэросанных частей в Отечественной войне (1942—1943 гг.).
Военные спецы подробно рассматривали каждую операцию, в которой участвовали
аэросанные подразделения, обобщали и анализировали опыт. Из этой брошюры видно,
что аэросани применяли довольно широко. Вот, к примеру, любопытный эпизод:
"Группа аэросаней 39ТАСБ (транспортного аэросанного батальона) впервые
в практике аэросанных частей была использована для постановки дымовых завес.
28 февраля 1943 года группа аэросаней 39ТАСБ, находившаяся в подчинении штаба
Краснознаменного Балтийского флота, получила задачу прикрыть дымовой завесой боевые
корабли в гаванях и военные объекты Кронштадта, которые подвергались артиллерийскому
обстрелу со стороны противника. На постановку дымовой вышло трое саней, оборудованных
специальными аппаратами для дымопуска.
Первая дымовая завеса, поставленная аэросанной группой, закрыла разрывы вражеских
снарядов, и для противника сразу усложнилась корректировка огня. Вскоре противник
открыл массированный огонь по аэросаням, пытаясь вывести их из строя. Разрывы
ложились в непосредственной близости от аэросаней, что значительно усложнило их
действия. Несмотря на это, аэросани в течение шести часов прикрывали объекты.
За это время противник выпустил более 1000 снарядов, однако не нанес серьезного
ущерба ни прикрываемым объектам, ни аэросаням. После того как противник прекратил
артиллерийский обстрел, аэросани вернулись на свою базу".
К сожалению, Маршал Советского Союза Константин Константинович Рокоссовский
опустил в своих мемуарах точные координаты проведения операции по уничтожению
небольшой группировки противника. Возможно, это было в районе села Чернышина.
Во второй половине февраля 1942 года там сложилась критическая ситуация. Плацдарм,
занятый нашими войсками, вклинивался в оборону противника, и немцы всеми силами
пытались выровнять фронт.
21 февраля немцы выбросили группу автоматчиков на лыжах севернее Чернышина.
"После того как большая часть группы противника вышла из леса, рота боевых
аэросаней по сигналу командира стрелкового полка в боевом порядке "углом
вперед" рванулась с исходной позиции и внезапно контратаковала противника
во франг. В результате боя противник, понеся большие потери, был отброшен в лес
севернее и северо-западнее Чернышина".
Плацдарм был сохранен.
Несли службу аэросани и на льду Ладожского озера, переправляя грузы по Дороге
жизни. К сожалению, не сохранилось ни одной фотографии этих аэросаней. Известно
только, что охрану ледовой трассы вели боевые машины НКЛ-26.
В последний раз аэросани применялись в боях под Сталинградом. Здесь им было
много работы. Они подвозили оборонявшимся войскам боеприпасы и транспортировали
за Волгу раненых.
"Обзор боевых действий аэросанных частей” подвел черту 1943 годом. Дальше
войска шли к Европе, а там зимы были малоснежными.
Так к какому же выводу пришли военспецы, изучив опыт боевых действий аэросаней?
В
целом применение аэросаней признано успешным. Отмечено лишь три недостатка:
ограниченность радиуса действий с одной заправкой;
уязвимость пулеметно-минометным и артиллерийским огнем;
несовершенство конструкций аэросаней, что затрудняет эксплуатацию и ограничивает
их боевое применение.
Возможно, все эти недостатки можно было устранить, а конструкции усовершенствовать,
но, как водится, после зимы о санях надолго забывали. Для технических служб фронта
они превращались в головную боль. Где-то их надо было хранить, не таскать же их
за собой. От них старались избавиться, но, как только приходила очередная военная
зима, спохватывались.
Итак, зима начала 1943 года была для аэросаней последней боевой зимой.
После войны значительная часть аэросаней была передана Министерству связи СССР,
где они успешно применялись для регулярных почтовых перевозок. Надежными помощниками
аэросани стали для пограничников. Но постепенно они были вытеснены вездеходными
машинами. Армейская служба их закончилась. Теперь они остались лишь в истории
вооружения, которая постаралась о них забыть. А мы вот напомнили. И пусть не будут
в военной истории аэросани пасынками.
Вячеслав Федоров
На снимках:
- Боевые сани НКЛ-26.
- Штабной лимузин ГАЗ-98К.
- Доставка боеприпасов на санях НКЛ-16. 1944 г.
- Высадка десанта в тылу врага транспортными аэросанями НКЛ-16. Северо-Западный
фронт. 1942 год.
- Фронтовая ремонтная “летучка” НКЛ-16РЛ.