ОРУЖИЕ РОССИИ
"Мистик": покоритель высот
Этот самолет остается до сих пор загадочным созданием. Он не
блещет скоростью полета. О нем почти не говорят, на авиационных выставках
зрители обходят его своим вниманием. К сожалению, он не может
продемонстрировать по полной программе то, что умеет. Даже острый взгляд не
отыщет крохотной точки в глубине небесного океана. Там место этого самолета...
Эхо прошедшей войны
В конце февраля и несколько раз в марте информационные
агентства России сообщали о рейдах американских высотных разведчиков U-2S над территорией Грузии. Ничего особенного в этих полетах
не было, если бы не одно обстоятельство...
U-2S, взлетая с авиабазы на Кипре,
пролетали над Черным морем, пересекали границу Грузии в районе Сухуми и шли на
Афганистан. О каждом таком полете Россию предупреждали. ПВО отслеживали каждый
самолет, и претензий к американской стороне не было.
Но вдруг самолеты-разведчики изменили маршруты полетов и
приблизили их к границе, при этом значительно увеличилось время полета.
Самолет U-2S... Можно сказать,
старый знакомый. Его собрата из первого поколения высотных разведчиков достала
ракета 1 мая 1961 года под Свердловском. Тогда ни один советский истребитель не
мог достичь потолка в два десятка километров, и американские
самолеты-разведчики безнаказанно барражировали в небе над СССР. Немало
государственных и военных тайн унесли они на фотопленке, пролетев над скрытыми
городами, ракетными позициями, оборонными заводами.
Мы рассматривали эти полеты как происки потенциального
врага. Шла "холодная война", а на каждой войне должен быть враг, с
которым надо схватиться.
Вот и сейчас дохнуло холодком уже забытой войны. Вроде бы
все правила американской стороной соблюдены, но наша противовоздушная оборона
вынуждена была на всякий непредвиденный случай поднимать в воздух истребители.
Что преследовали НАТОвские стратеги, планируя полеты на
грани фола, заранее зная, что это вызовет недовольство сопредельной стороны?
Или нас вновь начали досматривать?
U-2S за час полета в обзорном режиме
способен просмотреть 15 тысяч квадратных километров земной поверхности. А с той
высоты, куда забираются разведчики, подконтрольны все радиолокационные станции
обнаружения на удалении до 400 километров.
Эти U-2S прошли от границы на
расстоянии до трех десятков километров, чуть подальше фиксируется проход до
десяти самолетов-разведчиков в день. Так что это только для нас "холодная
война" — эхо.
Советский высотник
Разведчики-одиночки U-2 давно стали
частью разведывательно-ударного комплекса "Ассолт Брейкер". Не будем
вдаваться в военные и технические подробности работы всей этой сложной системы.
U-2 в ней выполняют свою основную задачу: разведка и
наведение на цели.
Удачная конструкция самолета обрекла его на долгожительство.
Менялась только начинка разведчика. За эти годы самолет так "выжали",
чтобы достичь максимальной высоты полета, что он не может взлетать и садиться
при сильном ветре.
Логика развития авиации такова, что многие страны приходят к
необходимости создания подобного самолета. Наша авиация не летала над чужими
территориями и не нуждалась в самолетах-шпионах, но пришло время, и военные
такой самолет запросили.
В 1982 году американский разведывательный спутник засек на
аэродроме Летно-испытательного института в Жуковском неизвестный самолет.
Сравнение снимков позволило сделать вывод, что самолет совершает регулярные
испытательные полеты.
Новый самолет тут же получил название "Мистик".
Чуть позже сведения о нем опубликовала "Энциклопедия шпионажа".
"Советский высотный самолет-разведчик во многом схож с
американским U-2. Конструкторские работы по созданию
самолета были завершены в конце 70-х годов, а впервые он поднялся в воздух в
мае 1982 года (спустя 27 лет после первого полета U-2).
Разработанный в "Молнии" (КБ Мясищева)
"Мистик" специально предназначался для ведения стратегической
разведки, неся на борту камеры и другое разведывательное оборудование..."
И далее: "По данным российской прессы,
продолжительность полета "Мистика" равняется всего 1,5 часа. Если это
правда, то для сравнения — продолжительность полета U-2
составляет 9,5 часа".
Не все подробности о новой машине удалось узнать авторам
шпионской энциклопедии.
Запечатленный спутником самолет имел заводское обозначение
М-17 и назывался "Стратосфера" — по месту своего обитания. А
находиться в полете он мог свыше четырех часов. На высоту 20 километров его
забрасывал всего один двигатель, который ранее предназначался для
сверхзвукового пассажирского лайнера Ту-144.
Да и первый вылет советский высотник совершил несколько
раньше.
Работенка по конверсии
Слово "конверсия" вызывает нервный озноб у людей,
чьим делом была забота об обороне страны. Жутко сейчас вспоминать: по сути
рядом были пущены по миру лучшие заводы и мощные конструкторские бюро. В нищете
и разграбленности пребывают они и по сей день.
КБ имени В. М. Мясищева, где создавались воздушные
самолеты-гиганты, способные нести ядерное оружие, и возвращаемые космические
корабли, тоже подверглось нападению конверсии. Всем приказано было думать, как
из боевых машин наклепать тысячи сковородок для нужд населения.
Высотный разведчик М-17, он же "Мистик", он же
"Стратосфера", стал единственной боевой машиной, которую можно было
приспособить под "гражданку". К моменту торжества всеобщей конверсии
готов был вариант самолета М-17РМ. Сегодня он известен как М-55, или
"Геофизика". Кто знает, будь он военным разведчиком, как бы его
назвали тогда? На фюзеляже нового самолета не осталось и следа от 23-мм пушки,
которая предназначалась для схваток с U-2 в
стратосфере.
"Геофизика" пришлась ко времени. Когда заговорили
об озоновых дырах, то возникла необходимость в их исследовании. Американский U-2 для этого не подошел. Он был настолько военным самолетом,
что его переделка заняла бы много времени и потребовала огромных средств.
На разведку озоновых дыр полетела "Геофизика".
Попутно на ней установили 16 мировых рекордов высоты и поднятия груза.
"Геофизика" стала объектом внимания многих
специалистов на мировых авиасалонах, хотя большая часть публики у самолета не
задерживалась. Уж слишком мирно он выглядел.
Помнится, как в Нижнем проходили демонстрационные полеты.
"Геофизика" заполняла паузу между выступлениями ревущих пилотажных
групп. Самолет по-планерному, почти бесшумно, проскользил над Волгой и вряд ли
у кого запечатлелся в памяти.
Между тем конверсия придумала для "Геофизики"
массу работ: следить за лесными пожарами, контролировать теплотрассы и
газопроводы, сопровождать поисково-спасательные суда, вести ледовую разведку,
искать полезные ископаемые, исследовать верхние слои атмосферы. А что было
делать, если с военной службы уволен?
Зато где только самолет не побывал за это время! В рамках
международных экологических и геофизических экспедиций он летал в Германии,
Финляндии, Аргентине, над Индийским океаном, в Италии, Швеции.
Будь он военным, мы бы в лучшем случае увидели его только на
рассекреченных фотографиях.
Так что на конверсию "Геофизике" грех жаловаться —
и на виду, и в работе. А тут еще одно дело ей подыскали. Выгорит — быть прорыву
в будущее.
Космическая лихорадка
Два года назад на российском космическом корабле
"Союз-ТМ32" в космос поднялся первый коммерческий турист Дэнис Тито.
Решив исполнить свою юношескую мечту, он выложил 20 миллионов кровных долларов.
А что, каждый имеет право, вот только одна загвоздка: кто поможет исполнить эту
самую мечту?
Многие газеты мира провели опросы, и выяснилось, что пятая
часть американцев готова лететь в космос, а в Японии две трети не задумываясь
отправились бы вослед. Останавливает всех одно — дороговато. Вот если бы этак
за 200 тысяч долларов, тогда потянули бы.
На космических кораблях в обозримом будущем за такую сумму
не полетишь, но выход есть.
В подмосковном Жуковском, в ангаре Экспериментального
машиностроительного завода им. Мясищева, уже стоит готовый прототип первого в
мире суборбитального туристического космолета С-XXI.
А космодромом ему может послужить знакомая нам
"Геофизика".
Космолет С-XXI представляет собой
трехместный челнок, напоминающий космический корабль "Буран". Одно
место зарезервировано летчику, а два других займут желающие острых ощущений. В
полет они отправятся в настоящих космических скафандрах — это на случай разгерметизации
космолета.
Весь полет займет чуть больше часа.
"Геофизика" поднимет космолет на высоту 17
километров, затем на "горке" его отпустит и резко уйдет вниз, чтобы
не быть опаленной пламенем реактивного двигателя. Все, на этом роль
самолета-носителя заканчивается. Дальше челнок доставит пассажиров на 101-й
космический километр. С этой высоты можно охватить взглядом полпланеты и
убедиться, что она круглая. Три минуты будет длиться космический полет, а потом
челнок понесет туристов к земле.
Все рассказанное не фантастика. Через год-другой эти полеты
могут быть реальностью. Думаю, не надо вам объяснять, от чего это будет
зависеть.
Так вот, подобные полеты могут стоить всего-то 100 тысяч
долларов. Говорят, где-то в Интернете уже записываются на них в очередь.
В этом проекте будут задействованы два самолета М-55
"Геофизика" и семь космолетов, которые будут совершать три рейса в
неделю.
Тактико-технические данные самолета М-55
- Экипаж — 1 пилот
- Взлетный вес — 24 000 кг
- Вес полезной нагрузки — 1500 кг
- Крейсерская скорость — 640—720 км/час
- Максимальная высота — до 21 км
- Максимальная продолжительность полета — 6,5 часа
- Размах крыла — 37,5 м
- Общая длина самолета — 22,9 м
- Общая высота самолета — 4,83 м
- Запас топлива — 7600 кг.
Вячеслав Федоров
Фото: Владимира АНДРИАНОВА
На снимках:
- Самолет "Геофизика" на
демонстрационном полете в Нижнем Новгороде.
- Космическая спарка: "Геофизика" — челнок С-XXI.