Неизвестный Чкалов:
РАССТРЕЛЬНЫЙ КОНСТРУКТОР
(Часть II)
Лучший довоенный советский истребитель, первоначально
имевший заводской индекс ЦКБ-12, рождался… нелегально. Авиаконструктор Николай
Поликарпов строил его по личной инициативе и по договоренности с начальником
ВВС Яковом Ивановичем Алкснисом. Ни в одном перспективном плане развития
военно-воздушных сил новый самолет не числился.
Для Поликарпова конструкция ЦКБ-12 была необычна. До него он
строил бипланы — самолеты с двумя крыльями. Это же был моноплан. Конструктор
упросил Алксниса не торопить его. Опыта строительства таких самолетов
Поликарпов не имел, а срываться на неудачу он не мог. Еще свежи были
воспоминания о работе за тюремной стеной.
Яков Иванович понял его и не торопил, хотя соблазн включить
в план новую машину был велик.
Работа над самолетом шла довольно быстро, и пора было думать
о летчике, который бы начал испытания. В один из дней Поликарпов пригласил к
себе Чкалова и показал ему чертежи нового самолета. Летчик долго и молча
разглядывал листы ватмана и неожиданно сказал:
— Великолепно
задумано. За эту машину я готов драться, и прежде всего с вами, если затянете
ее выпуск.
Когда истребитель уже обрел реальные черты, Чкалов приходил
в цех и подолгу просиживал в кабине, обживая ее.
Первые пробежки по взлетной полосе показали, что самолет
норовист, удерживать его на разгонной прямой трудно, движения летчика должны
быть точными. К тому же машина боится резких торможений, может клюнуть носом и
перевернуться.
Замечания летчика-испытателя прибавили хлопот инженерам.
День первого взлета назначили на 31 декабря 1933 года.
Ничего удивительного в этом не было. Последние дни года всегда славились
авралами. К тому же о рождении нового самолета, который поменял свой заводской
индекс на серийный — И-16, пора было докладывать высокому начальству.
Полет прошел удачно, но все, кто был в тот день на
аэродроме, понимали, что с самолетом предстоит повозиться. Чкалов был полон
оптимизма и подбодрил разработчиков:
— Машина — дело, летать научим!
Он интуитивно понимал, что лучшего истребителя, чем тот,
который только что родился в ОКБ Поликарпова, в мире еще нет. Драться за него —
дело чести летчика-испытателя.
А то, что самолет “трудный”… Так ведь и технических задач в
одной модели решалось много: самолет должен быть скоростным, хорошо
вооруженным, с большим потолком полета, с предельной дальностью, легким,
удобным в пилотировании, переносящим большие нагрузки.
К тому же это был первый истребитель с убирающимися шасси.
Из-за них Чкалов не раз попадал в трудные ситуации: то не выходило одно колесо,
то оба. Намучившись, Поликарпов готов был уже закрепить их намертво и снять все
заботы. Но тогда самолет терял в скорости.
Слух о неполадках дошел до наркома тяжелой промышленности
Серго Орджоникидзе. Он вызвал конструктора и летчика-испытателя в Кремль.
Поликарпову дано было время на анализ итогов испытаний и коренную переделку
механизма уборки шасси. Чкалов был полностью согласен с этим решением.
В это же время стало известно, что у И-16 появился
самолет-соперник в Германии. Тактико-технические данные созданного там
истребителя “Мессершмитт-109” тщательно скрывались, но кое-что стало известно
разведке. Скорости советского и немецкого истребителей были примерно равными,
вооружение тоже, а вот в маневренности И-16 выигрывал. Это скажется потом, в
боях. А тогда Чкалов настоял, чтобы испытательную работу построили на выявлении
возможностей нового самолета.
Когда подошло время сдачи нового самолета в серийное
производство, правительственная комиссия была “за”, “против” было… Управление
ВВС Красной Армии. Там считали, что на И-16 могут летать лишь опытные летчики,
а таковых в стране насчитывалось еще мало.
Чкалов было возразил, но его вмиг успокоили:
— Дорогой
Валерий Павлович, вы и на палке сможете летать, а в армии служат простые
летчики.
Кроме того, был еще один козырь, против которого возражения
Чкалова были бессильны. Существовало мнение, что И-16 не будет выходить из
штопора. Даже расчеты ученых Военно-Воздушной академии подтверждали это.
Главный конструктор дрогнул, готов был уступить и отказаться от своего детища.
Но ведь И-16 на штопор не испытывали, побоялись рискнуть, а
это последний шанс.
Чкалов настоял на испытаниях. Ему с трудом разрешили, но
взяли слово, что при первой же опасности он покинет машину. Слово Чкалов дал.
Штопорить он начал с двух тысяч метров. Витки вправо —
выход, витки влево — выход…
Снизил высоту до тысячи метров. Машина слушается летчика и
легко выходит в горизонтальный полет. Какие еще нужны доказательства? И-16
пошел в серию.
1 Мая 1935 года Чкалов провел свой “ишачок” над Красной
площадью, завершая воздушный парад.
На следующее утро все газеты отметили полет нового
истребителя и упомянули имя пилота.
А через три дня Чкалова и Поликарпова наградили орденами
Ленина.
Все лето шли войсковые испытания нового истребителя. Вел их
молодой летчик старший лейтенант Антон Губенко. Это был “простой” строевой
летчик, служивший в одной из подмосковных эскадрилий. На И-16 ему предстояло
выполнить 600 фигур высшего пилотажа и произвести 200 взлетов и посадок. За эти
испытания Антон Губенко тоже получит орден Ленина.
Сам же Чкалов будет демонстрировать И-16 в Качинской
авиационной школе. След об этих полетах отыскался в старой газете:
“Курсанты, да и не только курсанты, но и искушенные в
авиации инструкторы и техники, затаив дыхание и не отрывая взглядов от
вращающегося самолета, с нескрываемым восхищением на лицах следили за полетом
Чкалова.
Выполнив каскад петель, бочек, иммельманов, переворотов и
боевых разворотов, Чкалов низко пронесся над стоянкой самолетов. Пилотаж
закончился. Развернувшись на 180 градусов, он стал пикировать на посадку через
ангары и приземлился у самого посадочного "Т".
Самолет прижился в войсках. Скоро ему пришлось встретить
войну. Случилось это в Испании… “Моска”, “Мошка” — так назовут его на далекой
земле. Доведется ему встретиться в бою и со своим основным соперником —
истребителем Ме-109. Чкалов прикидывал возможности такой встречи и надеялся,
что И-16 выйдет победителем. Выходил, но победа была в руках летчика.
Чкалов хотел сам проверить И-16 в бою, но все заявления о
посылке в Испанию имели одну резолюцию — “отказать”. Не отпустили Чкалова и на другую
войну — с японцами у озера Хасан и реки Халхин-Гол. Он только узнал, что здесь
на И-16 совершен таран японского истребителя. А нанес смертельный удар пилот
Антон Губенко.
Самолет И-16 намного пережил Чкалова. В первые месяцы
Великой Отечественной войны боевые летчики будут получать истребители, в
формулярах которых значилось: “Самолет испытан. Годен к эксплуатации в строевых
частях ВВС”. И подпись: “В. Чкалов”.
Лишь в марте 1943 года последний И-16 выйдет из войны.
Пять лет работал Валерий Павлович Чкалов в КБ Н.
Поликарпова. Что было сделано за это время? Испытан самолет И-15, на котором
летчик Владимир Коккинаки установил рекорд высоты — 14 575 метров. ВВС получили
674 такие машины.
И-16 находился в серийном производстве семь лет, и за это
время было построено 9450 машин различных модификаций.
Не будем забывать еще об одном самолете — И-153 (“Чайка”).
Авиационные части получили 3437 таких самолетов.
Несмотря на послерасстрельный триумф “короля истребителей”
Поликарпова, Сталин продолжал недолюбливать его и всегда относился к нему
сдержанно и холодно. Почему же так? Казалось бы, окрыленный после тюремной
встречи конструктор, по сути дела, целое десятилетие обеспечивал страну
хорошими истребителями. Кроется ли здесь какая-нибудь загадка? Кроется.
За глаза Сталин называл Поликарпова “крестоносцем”. Николай
Николаевич был сыном священника и не собирался отказываться от своих
религиозных убеждений. Сталин, вероятно, знал, ему не могли не докладывать, что
известный конструктор иногда заказывает молебны в Елоховском соборе.
Присутствующие на аэродроме могли замечать, как он украдкой крестит летчиков,
уходящих в полет на новой машине.
Сталин не раз с подозрением спрашивал начальника ВВС Якова
Алксниса:
– Вы,
как начальник ВВС, верите этому крестоносцу?..
Кто знает, может быть, Сталин не мог простить человеку
твердости его убеждений. Ведь сам-то он постарался забыть о своем
“крестоносном” прошлом.
К сожалению, после гибели Чкалова и еще двух летчиков на
новом истребителе И-180 Поликарпов был надломлен. Коллеги тут же постарались
растащить его конструкторское бюро. На совещаниях в Кремле уже открыто звучало,
что Поликарпов “выдохся”.
Конечную его судьбу решил Сталин:
— Даже
если забыть о заслугах Поликарпова в области истребителей, а этого забывать
нельзя, — он построил нам У-2. Пятнадцать лет мы готовим летные кадры на его
машине.
Самолет первоначального обучения У-2, а впоследствии По-2,
строился до 1959 года. За это время было выпущено более 40 тысяч машин, на
которых подготовлено более ста тысяч летчиков.
Николая Николаевича Поликарпова не стало в 1944 году. Имена
авиаконструктора и его летчика-испытателя в истории советской авиации
неразделимы.
Вячеслав Федоров
На снимках:
- В. Чкалов (крайний слева) и Н. Поликарпов (третий справа)
после награждения орденами Ленина.
- Вот так выглядит И-16 в полете. Летающие экземпляры этого
самолета сохранились в… Новой Зеландии.
Снимки взяты с сайта: http://www.airforce.ru/articles/wanaka/wanaka.htm