1, 2, 3
 
 

Опытный образец вездехода ГАЗ-61 испытывали даже в болотах.

ВСЕ ЧЕТЫРЕ КОЛЕСА

(Часть II)

Теперь самое время вернуться к негативам. Николай Николаевич поясняет каждый темный кадрик. Вот начало испытаний первого отечественного вездехода ГАЗ-61. Вот он еще робко берет невысокий холмик, несмело еще движется по песчаному пляжу. Но вот уже прыгает с обрыва, не сбавляя скорости, мчится по воде. Ему уже не страшны завалы, канавы, кюветы. А вот фотография примечательная: за рулем вездехода сидит конструктор В. Грачев и рядом главный конструктор автозавода А. Липгарт. Этот снимок сделан в первый день испытаний. Так тихо, незаметно они начались. Конструкторы верили в свое детище, но еще не знали во всей полноте, на что оно будет способно. Вскоре им это предстоит увидеть. Строчки их рабочих дневников полны удивления.

А. Липгарт: “На берегу Оки стоял грузовик. Выезд на дорогу был крутой и песчаный. Грузовик не мог подняться вверх. Толпа прохожих подталкивала его в гору. Но ничего не помогало. Неподалеку стоял автомобиль ГАЗ-61. Наши испытатели решили помочь шоферу, который попал в беду. Легковая машина взяла грузовик на буксир и спокойно, без рывков, вытащила его наверх”.

В 1940 году фотографии нового вездехода впервые появились на страницах технических журналов. Вспоминая этот факт, Николай Николаевич Добровольский весело смеется. Сколько же упреков он тогда заслужил: его обвиняли в ловком фотомонтаже. То, что там было, стояло за пределами здравого смысла. Вот, например, снимок: машина совершенно спокойно взбирается по... лестнице. Или вот еще: у вездехода, попавшего в колею, перекосило ось, одно колесо повисло в воздухе, а он, судя по выбросам грязи, продолжает двигаться. Такого делать автомобили еще не могли.

Показывал он и цирковые номера, вроде этого.

В январском номере 1941 года журнал “Техника молодежи”, уступая просьбам читателей, решил познакомить с вездеходом ГАЗ-61. Были опубликованы дневники инженера В. Грачева.

Всесторонние испытания опытного образца машины ГАЗ-61 показали, что она легко берет самые разнообразные препятствия.

“Расскажу только об одном эпизоде. Прошлой осенью, когда беспрерывный дождь, шедший три дня, привел все окрестные дороги в непроезжее состояние, автомобиль ГАЗ-61 отправился из города Горького в очередную поездку. Впереди расстилалась грунтовая дорога, изобилующая крутыми подъемами и спусками. Глина, смешанная с песком, составлявшая дорожное покрытие, размокла и была изрезана глубокими колеями, залитыми водой. Канавы по краям дороги представляли как бы своеобразные ловушки, попав в которые нормальный автомобиль не мог бы самостоятельно выбраться.

Очевидно, по этой причине дорога была совершенно пустынна.

Однако ГАЗ-61, работая всеми четырьмя колесами, спокойно шел по скользкому пути.

Неожиданно впереди показалась встречная машина. Это была грузовая трехоска с надетыми на колеса гусеницами, спускавшаяся очень осторожно с холма. Ее шофер собирался остановить машину, так как разъехаться в таком опасном месте, по его мнению, было невозможно. Но вдруг он увидел, что легковая машина поворачивает в канаву и легко перемахивает через это препятствие.

Развернувшись в поле, машина тем же маневром вышла на середину дороги, обойдя трехоску. Пораженный шофер встречной машины вылез из нее и долго смотрел вслед легковому автомобилю ГАЗ-61, с которым впервые познакомился при таких обстоятельствах.

Автомобиль ГАЗ-61 со всеми ведущими колесами, мощным двигателем, высоко расположенной рамой и покрышками специального профиля (граунд-грипп) способен преодолевать такие препятствия, которые в автомобильной практике считались до сих пор непреодолимыми даже для полугусеничных вездеходов.

Рыхлые грунты (песок, заболоченные луга, пашня и т. д.) не являются тяжелым препятствием для автомобилей со всеми ведущими колесами. На песках ГАЗ-61 показал высокий класс проходимости. Ни одна полугусеничная или гусеничная машина не может с ним соперничать. Он идет по песку настолько свободно, что, даже остановившись на 15-градусном подъеме, может с легкой пробуксовкой возобновить устойчивое движение.

Весьма показательна способность автомобиля ГАЗ-61 подниматься по лестнице. Испытание опытного образца по преодолению этого вида препятствий проводилось на культбазе Горьковского автозавода. С песчаного речного пляжа вела в гору под углом 30 градусов лестница в четыре марша. Автомобиль поднимался по ней удивительно спокойно”.

Вскоре этот цирковой номер автомобиля увидят и москвичи. Вездеход поднимется по лестнице Химкинского вокзала и, развернувшись между колонн, спустится вниз. Добровольский показывает фотографию этого эпизода. Видно, как собравшиеся зрители аплодируют... Кому? Машине, умелому испытателю, конструкторам?

Испытатели вездеходной техники.
Опытный трехосный автомобиль отправляется в автопробег по пустыне Каракумы.

Идея всепроходимости у горьковчан, похоже, успешно претворилась в жизнь. Но техническая идея должна иметь под собой надежную техническую основу. Одним словом, новое создается на базе старого. Техническим родоначальником вездехода стала “эмка” (ГАЗ-М1). Мы не зря с вами подробно остановились на Каракумском пробеге 1936 года. После него “эмка” была доведена до технического совершенства. Взяв ее за основу для вездехода, надо было создать заново лишь передний ведущий мост и раздаточную коробку.

Но был у вездехода и еще один прототип. Вернее, мог быть, но стал лишь ускорителем идеи. Вновь предоставим слово дневнику ведущего инженера В. Грачева:

“История конструирования и постройки вездехода ГАЗ-61 следующая.

В апреле 1938 года техническим отделом был получен импортный автомобиль с 4-мя ведущими колесами фирмы “Мармон-Херингтон” модель Д-2. Экспериментальный цех немедленно приступил к обкатке и затем испытанию указанной машины на проходимость. Изучение этого автомобиля, обнаружение ряда достоинств в смысле проходимости, привело руководство технического отдела к мысли о необходимости срочного конструирования и постройки аналогичного автомобиля.

В конце июля конструкторское бюро отдела получило задание на проектирование нового шасси ГАЗ-61.

Большие конструкторские и эксплуатационные недостатки прототипа заставили конструкторское бюро отказаться от американской схемы “Мармон-Херингтон”.

В январе 1939 года конструкторское бюро изготовило все рабочие чертежи и передало экспериментальному цеху заказ на изготовление опытных образцов. Уже в июле первый легковой автомобиль повышенной проходимости вышел из завода на обкатку.

В нашей стране с ее колоссальными пространствами автомобиль ГАЗ-61 найдет широкое применение как в народном хозяйстве, так и в обороне страны”.

Конструктор был прав, дыхание приближающейся войны уже ощущалось.

Этот автомобиль высокой проходимости стал базой для многих видов бронетехники.
Вот такая машина была на вооружении красной армии. Ее марка ГАЗ-ТК.

Сразу же после появления на свет божий вездеходы превращаются в оружие. К сожалению, так происходит - война тщательно следит за техническими новинками. В 1909 году немецкие фирмы “Даймлер” и “Крупп” поставили на вездеходный грузовик зенитное орудие – сбивать дирижабли. К началу первой мировой войны немецкая армия снабжалась несколькими типами вездеходов-грузовиков и тягачей с приводом на все колеса. На их базе строились штабные и разведывательные машины, бр онеавтомобили.

Царская Россия не имела автомобильной промышленности. К 1917 году ее автопарк насчитывал около 10 тысяч автомобилей различных моделей. В годы первой мировой войны в броневики превращались любые более или менее подходящие машины.

В 1918 году Ижорский завод выпускает первые 115 советских бронеавтомобилей, а в 1919 году Путиловский завод изготовил первую партию полугусеничных бронемашин. В 1927 году на базе первого грузового автомобиля АМО был создан бронеавтомобиль БА-27. Он был принят на вооружение в декабре 1928 года. Работы над автомобилем продолжались. Военная обстановка тех дней требовала их много и различного назначения.

 

(окончание следует)

 

Вячеслав Федоров

В публикации использованы фотографии
Николая Николаевича Добровольского

 

На снимках:

  1. Опытный образец вездехода ГАЗ-61 испытывали даже в болотах.
  2. Показывал он и цирковые номера, вроде этого.
  3. Испытатели вездеходной техники.
  4. Опытный трехосный автомобиль отправляется в автопробег по пустыне Каракумы.
  5. Этот автомобиль высокой проходимости стал базой для многих видов бронетехники.
  6. Вот такая машина была на вооружении красной армии. Ее марка ГАЗ-ТК.
 
 
1, 2, 3
 
     
   
 
РЕКЛАМА
Проголосуй за Рейтинг Военных Сайтов! Яндекс.Метрика