Снимается фильм:
Три минуты штурма цитадели
Вот уже два года под городом Горбатовом в Нижегородской области продолжаются съемки фильма «Утомленные солнцем – 2». Нам удалось побывать на месте съемок, хоть сделать это было не просто…
Стольник на «бухло»
- Лютует у вас Михалков? – спрашивали звонившие из Москвы
коллеги в прошлом году.
- Лютует. Все засекретил. Не пробиться.
- Говорят, и таксу за отлов журналистов установил?
И, действительно, на съемки фильма «Утомленные солнцем- 2» проникнуть было невозможно. Молчали все с трудом добытые контактные телефоны. А спонтанная поездка к месту съемки могла закончиться «арестом» и конфискацией «флэшки» цифрового фотоаппарата, с которой тут же стиралась тайком сделанная съемка. Не помогали никакие ухищрения.
Неподкупны были и жители небольшой деревни Поляны, где снимались первые кадры фильма. Отлов журналистов, у охранявших зону съемки «МЧСовцев», превратился в развлечение. Прорваться в деревеньку можно было только в несъемочный день, что мы и сделали. Пока фотографировали декорации, услышали разговор:
- Давай этих журналистов Михалкову сдадим. Сотняк на «бухло» заработаем.
- Михалков завтра только приедет, где их держать будем.
- В сарайке, скажем, что декорации хотели поджечь.
Михалков в деревеньке снимал кадры прихода фашистов. Интересно, а за сколько бы нас сдали, случись все в реальности. Но это уже мы додумывали на ходу, продираясь сквозь репейник, растущий на склоне. Перспектива провести ночь в сарайке нас не устраивала.
Этим летом тоже все было засекречено. Бдительная охрана отлавливала всех, кто был замечен с фотоаппаратом. К артистам никого не допускали. С местных жителей, участвующих в массовке, взяли самое честное слово, что они не произнесут ни слова о происходящем. В газетах – минимум информации…
И вот, аттракцион невиданной щедрости. В Нижнем Новгороде Никита Сергеевич показал свой последний фильм «12 разгневанных мужчин», получивший на кинофестивале в Венеции «Золотого льва». А в интервью обмолвился:
- «Утомленные солнцем-2» – картина долгоиграющая. Сколько ее держать-то в секрете?
И мы поняли – это судьба…
Страшно и красиво…
Если спросить в Горбатове как проехать к деревне Низовке, то вам тут же скажут:
- Это вам нужно к цитадели…
Надолго ли в этих местах укорениться это название, но сейчас гору перед Низовкой зовут Цитаделью. На ней расположена главная декорация одного из эпизодов фильма – огромное бетонное сооружение с бойницами, из которых по ходу съемок будет изрыгаться пулеметный и пушечный огонь.
Гора перепоясана надолбами и рядами «ежей». Страшновато смотреть на эту цитадель. А ее предстоит штурмовать солдатам. И похоже в лоб, так же, как штурмовали вражеские укрепления в минувшую войну.
Этим летом горбатовцы опять «подлатались». Вновь набирали массовку. Правда, на этот раз одних мужиков, в солдаты, им предстоит штурмовать цитадель. По этому случаю многие взяли отпуска или вообще уволились с малооплачиваемых работ.
Почувствовали свой интерес к съемкам фильма и коммерсанты. Для строительства декораций тоннами требовались гвозди, цемент, гипс, алебастр. На цитадели работали местные плотники и штукатуры.
Разгрохает ли Михалков это огромное укрепление, пока никто не знает и он на этот счет ничего не говорит. Но если цитадель останется, то сюда можно будет возить туристов. На карте района появиться новая достопримечательность.
Между тем фашистский «тигр» облепили операторы, художники и техники. Одни подыскивают точки съемки, другие «гримируют» танк, третьи сооружают на нем съемочную площадку. На броне располагаются дублеры артистов. Все они местные, горбатовские.
Володя со спины – вылитый Михалков, а Сергей похож на актера Дмитрия Дюжева. В фильме от них останутся лишь части тела: руки, ноги, в лучшем случае затылок. Свои лица они увидят лишь в массовке, в которой так же принимают участие.
Володя как-то привез показать фотографии деда. Тот был участником финской войны. Фотографии вызвали интерес костюмеров и специалистов по оружию. Они даже пересняли их, а Володя узнал, что на одной его дед сфотографирован на фоне подбитого финского танка, но почему-то на солдате была американская куртка, каких в Красной Армии тогда не было. Откуда дед ее взял, теперь не спросишь. Дед и Отечественную войну прихватил, но был ранен и вернулся домой.
Неожиданно на квадроцикле появился Михалков:
- Что, к съемкам еще не приступали? «Хованщину» ставим, в царях
разобраться не можем?
Операторы пробуют оправдываться. Художникам что-то не ясно…
- Мне что, свои команды голубиной почтой дублировать. Получите вы их через четыре дня и как раз к съемкам будете готовы.
Строгий пыл режиссера пробуют сбить вопросами пиротехники. Тут же предлагают свой вариант съемок операторы.
- То, что вы мне предлагаете, можно снять и у Эйфелевой башни в Париже. А здесь война…
Два чеха-оператора согласно кивают головами. Что они поняли, не ясно, но выразительные жесты режиссера их убедили.
- Снимите мне страшно, изящно и красиво. Это понятно?
- Сегодня Никита Сергеевич мягок, в хорошем настроении, – сказал кто-то из стоящих рядом.
Горящий эпизод
Съемки фильма действительно опасные. В этом нам пришлось скоро убедиться. Пиротехники привезли целый КаМаз взрывчатки. Они укладывают ее по всему полю и метят веточками берез.
Сегодня снимаются лишь две странички из объемистого сценария. Всего три минуты экранного времени.
На съемочной площадке появляется актер Дмитрий Дюжев. На нем солдатские ботинки с обмотками и забрызганная грязью одежда. Его то и дело опрыскивают водой – по сценарию накрапывает дождь.
Михалков познакомился с Дюжевым на съемках фильма «Жмурки», съемки которого,кстати, проходили в Нижнем Новгороде. Никита Сергеевич играл крутого «мена». Там он и решил, что «парня с такой породистой внешностью нужно снимать и снимать». А укрепился в своем решении после выхода на экраны фильма «Остров», в котором Дюжев предстал в роли отца Иова. Режиссер, видимо, почувствовал скрытые возможности актера и пригласил в свой фильм.
По слухам, Дмитрий Дюжев после съемки в михалковском фильме обещал «завязать» с актерской профессией и отправиться в монастырь.
Сам актер эти слухи опроверг:
- Не надо реагировать на эти скандально-лживые новости «желтой» прессы.
О своей же роли в фильме Михалкова он говорит еще скупее.
- Я играю военного, а больше сказать ничего не могу. Михалков запретил. Для роли даже пришлось в блондина перекраситься.
Это самая исчерпывающая информация, которую можно было получить от актера, которого зрители знают по ролям лихих парней.
На этот раз актер заметно волнуется, у него сегодня дебют. Хоть и снялся он во многих фильмах, а в этой роли ему предстоит выступать впервые. Целый час костюмеры и пиротехники готовили его к съемке.
Кто-то пошутил: - Не подходите к нему, он заминирован.
От дюжевского ватника тянулись провода, а сам он шел неуклюжей походкой к танку.
Актеров торопит оператор Владислав Опельянц: - Умоляю быстрее, солнце уходит.
По сценарию, группа солдат, вместе с разжалованным комдивом Котовым, угоняет «тигр» из под носа фашистов.
Густой дым скрыл танк и актеров. В цитадели заработали пулеметы. Фонтаны разрывов поднимают на дыбы землю. Удушливый дым заполняет долину. На съемочной площадке раздают респираторы.
На танке что-то кричит, размахивая автоматом комдив Котов.
Лязгая гусеницами, танк проходит мимо. Взрыв!
Дюжев заливает из канистры бензин в угнанную машину. Из под гусениц вырывается пламя. Слышен истошный крик комдива:
- Горишь, горишь! Прыгай!
На Дюжеве пылает телогрейка. Хронометрист включает секундомер. Горящему актеру надо продержаться в кадре 30 секунд. Оказывается, это немалое время.
- Все, тушите Дюжева!
К танку бросаются пиротехники, врач. На актере дымится ватник. Для гарантии его еще раз обдают белым облаком из огнетушителя. Дебют Дюжева, как каскадера, прошел успешно.
И никто в это время не заметил разгневанного режиссера. Оказалось, что у него не сработал автомат. Не получились в кадре отрывистые огневые вспышки.
- Еще дубль, – кричит Михалков. – Меня одного с автоматом. Дайте исправное оружие.
Ему протягивают новый автомат. Танк уходит на исходную позицию. Сквозь взрывы слышится лишь одна короткая очередь.
Что было потом… Это какое-то наваждение. Точь в точь повторялась сцена из первого фильма «Утомленные солнцем», когда комдив Котов отчитывал нерадивого командира, загнавшего танки в колхозное поле. Только сейчас перед ним стоял попеременно краснеющий и белеющий оружейник. А его отчитывал режиссер Михалков.
- Вы требуете с нас предоплату сто процентов, а у вас эти железяки не
работают. Это г… давно надо выкинуть, а вы деньги из него выжимаете. Мы тут… Вы там… Не платить им ничего за этот хлам…
Дальше шел монолог, состоящий из ненормативной лексики. Все стояли и зачарованно смотрели на происходящее то ли в реальности, то ли в кино.
- Какая сцена! – выдохнул оператор. – Жаль, что похожая уже была в предыдущем фильме.
Вячеслав Федоров
Николай МОШКОВ (фото)
Павловский район,
Нижегородская область.