ЭТО ВОЙНА, БРАТ!
(Часть II)
Запад нам не друг и не враг, а так
Казалось бы, фильм снят в духе нашего времени. Россия поддерживает Запад в
борьбе с международным терроризмом. Вот и Иван помогает Джону освободить из рабства
его подругу. Однако понимание чеченской ситуации у них абсолютно разное. Казалось
бы, после месяцев унижений в плену Джон должен был смотреть на кавказские события
более трезвым взглядом. Особенно после сцен зверских убийств и равнодушия британской
общественности к его проблемам: на всех пресс-конференциях в ответ на его рассказы
о рабстве в чеченском плену журналисты словно зомби задавали ему один и тот же
вопрос: «Вы считаете, что военные действия русских в Чечне справедливы?».
Цивилизованность слишком въелась в кровь таких людей, как Джон. Видимо, даже
пребывание в плену не способно избавить его от розовых очков «общечеловеческих
ценностей» и отказаться от гуманно-благостных убеждений, что «все люди братья».
Это самая настоящая «клиника», поразившая умы всех западников без исключения.
Бесхребетные слабаки, сказали бы мы. Бараны, готовые к освежеванию, сказал бы
Аслан Гугаев.
Вот почему жёсткие действия Ивана, направленные против чеченцев, приводят Джона
в ужас. В ходе рейда по Чечне Ивану приходится убить женщину и старика с ребёнком.
Женщина палила по нему из базуки, а старик с мальчишкой до последнего стреляли
из автомата.
«- Это война, Джон. Здесь всё просто. Если бы я их не убил, они убили бы
тебя. А потом меня. На войне не надо думать. Думать надо до войны. А на войне
надо выживать. А чтобы выжить, надо убивать.
- Мы их убили…
- Я убил их. Их должен был убить ты. Потому что это война. Моя война кончилась,
а это твоя. Я не знаю, что тут делаю. Война – это не театр, не съёмки. Это кровь,
Джон».
Англичанин решился на поступок только тогда, когда после разгрома базы Гугаева
узнал, что бандиты изнасиловали его подругу. Разъярённый британец выстрелом из
пистолета убивает главаря, чей кровник Руслан Шамаев, мечтающий о сыне-политике,
тут же деловито отрезает у Гугаева ухо. Видимо, чтобы сородичи убедились в победе
шамаевцев над родом Гугаева…
Но, несмотря на все потрясения, англичанин остался западником. Он заснял весь
чеченский рейд с Иваном на цифровую видеокамеру. Сделал видеофильм и выгодно продал
его у себя в Англии. Да ещё написал книгу «Моя жизнь в России», которая принесла
Ивану Ермакову огромные неприятности.
Россия ничему не научилась
Иван отправился в Чечню не только потому, что хотел помочь британцу. Его поразило
то, что наши власти остались равнодушными к судьбе его товарища по плену капитана
Медведева, блестяще сыгранного актёром Сергеем Бодровым. Медведев – тип настоящего
русского офицера, даже в жутких условиях плена сохранившего чувство достоинства.
Иван с восхищением вспоминал:
«- Капитан, конечно, мужик. Это сразу все поняли… Такого не сломаешь, не
собьёшь. Были бы у нас все офицеры такие. Во бы армия была! Мы все почувствовали
его силу, уверенность…»
Сразу после освобождения из плена Иван обращается к нему в часть. Затем в МВД,
где содержится гугаевский племянник, на которого бандитский главарь хочет обменять
Медведева. Глухо. Даже англичанину Джону, также напомнившему нашему начальнику
о пленном капитане, некое мурло в генеральских погонах равнодушно бубнит:
«- Позиция президента Российской Федерации господина Путина – выкуп за заложников
не платить».
Как тут не вспомнить о трагической судьбе нашего подполковника Сергея Боряева…
Равнодушны не только чиновники. Кажется, что равнодушна вся Россия. Война кипит
где-то там, на далёком Кавказе, а тобольские земляки Ивана уверены, что она вообще
уже закончилась. Путина, видимо, наслушались. Иван видит, что за время его пребывания
в армии и в плену страна не стала лучше. «Вроде как два года прошло, а как
будто не уезжал». Гибнут одноклассники. Не на войне, а в криминальных разборках…
По железнодорожным путям снуют наркокурьеры, покупающие у чеченцев героин. Один
из них по имени Александр Матросов с восхищением отзывается о своих чеченских
поставщиках: «Товар поставляют вовремя! Ни разу не подвели»…
Нормальную работу в провинциальном Тобольске найти невозможно… И тут появляется
Джон с предложением вернуться на Кавказ.
«- Зачем поехал? Не знаю. На Аслана, конечно, зуб имел. Но не это. Скорее
за капитана. Я ведь военкому о нём рассказал. У него связи ещё с Афгана. А он:
на х… это тебе? Радуйся, что сам выбрался. Не твоя это война, без тебя разберутся.
Разозлился я тогда».
Выручило армейское боевое братство. Когда после разгрома гугаевской базы Ивана
со товарищи блокировали боевики, капитан Медведев сумел через захваченную у Гугаева
спутниковую связь выйти на своих сослуживцев. И начальник штаба полка, где служил
Медведев, на свой страх и риск поднял вертолёты, которые спасли беглецов…
Жизнь есть жизнь. Голливудского хэпи-энда не получилось. Сразу после вышедших
в Англии мемуаров Джона Иван Ермаков был арестован. Находясь в тобольском СИЗО,
он говорил приехавшему к нему журналисту:
«- Меня за убийство мирных жителей Российской Федерации привлекли к уголовной
ответственности по 105-й статье. Джон в своём фильме всё рассказал: и про женщину
в джипе, и про старика с ребёнком у Гугаева… К нам он, конечно, не приехал. Там
показания давал. Зато смелый чеченский чабан Руслан Шамаев приехал и подробно
рассказал, как я пытал его, как цинично убивал чеченских женщин и детей. Он сейчас
в Москве живёт. Сын там в университете учится… Капитан один заступился за меня…
Думаю, не посадят. Хотя, х… его знает. Наши уроды тобольские всё в Москву смотрят,
что Путин по телеку скажет…»
Мужество Ивана оценил не только капитан Медведев. Бандитский главарь Аслан
Гугаев, ошарашенный внезапным появлением своего бывшего раба да ещё с оружием
в руках, с восхищением произнёс:
«- Да, Иван, ты настоящий горец!»
Про кого из наших сегодняшних правителей можно было бы сказать то же самое?
Вадим АНДРЮХИН
газета “Новое Дело”
Алексей Балабанов. Биографическая справка.
Режиссер, сценарист и продюсер Алексей Октябринович Балабанов родился 25 февраля
1959 года в Свердловске. В 1981 году окончил переводческий факультет Горьковского
педагогического института. В 1983-1987 годах Алексей Балабанов работал ассистентом
режиссера на Свердловской киностудии. В 1990 году окончил Высшие курсы сценаристов
и режиссеров, где занимался на экспериментальном курсе "Авторское кино".
Творческий путь в "большом кинематографе" начался в 1991 году: по
мотивам произведений Даниила Хармса Балабанов поставил по своему сценарию фильм
"Счастливые дни" (фильм был снят при участии Студии первого и экспериментального
фильма Алексея Германа) и выступил соавтором сценария фильма молодого режиссера
Надежды Хворовой "Пограничный конфликт". В 1992 году вместе с режиссером
и продюсером Сергеем Сельяновым и продюсером Василием Григорьевым Алексей Балабанов
выступил в качестве соучредителя Кинокомпании СТВ, при участии которой он и снимал
впоследствии почти все свои фильмы.
В 1994 году за картину "Замок", снятую по роману Франца Кафки, режиссер
был удостоен премии "Ника". В том же году он дебютировал и в качестве
продюсера - фильмом "Исповедь незнакомцу". А в 1995 году в числе других
кинематографистов режиссер принял участие в создании киноальманаха "Прибытие
поезда", посвященного 100-летию кинематографа, сняв новеллу "Трофимъ",
удостоенную нескольких кинематографических наград.
Однако настоящим прорывом в "высшую кинематографическую лигу" стала
для Алексея Балабанова снятая в 1997 году криминальная лента "Брат",
главную роль в которой сыграл Сергей Бодров, а музыку написал Вячеслав Бутусов,
лидер группы "Nautilus Pompilius". Фильм практически моментально стал
культовым и одновременно - самым кассовым фильмом года.
После столь ошеломительного успеха у массовой аудитории Алексей Балабанов совершил
достаточно неожиданный поворот, сняв арт-хаузную картину "Про Уродов и Людей"
(1998) с Сергеем Маковецким в главной роли - весьма провокационную и необычную:
о первых создателях порнографии в дореволюционной России. Очевидно, эта провокационность
и способствовала успеху ленты не только в киноманских кругах, но и в прокате на
видео и DVD.
Следующей лентой Алексея Балабанова стал "Брат 2" (2000). В отличие
от первого "Брата", который можно назвать жесткой социальной драмой,
продолжение - это скорее "черная" комедия с почти неправдоподобным криминальным
сюжетом - яркий и шумный фильм с великолепной музыкальной дорожкой (для саундтрека
были подобраны песни преимущественно малоизвестных на тот момент рок-исполнителей,
которые сразу после премьеры фильма тоже стали суперзвездами), нарочито попсовый
и откровенно неполиткорректный. Фильм вызвал бурную, на грани скандала, реакцию
в прессе. А вот массовая аудитория фильм приняла: "Брат 2" снова стал
самым кассовым российским фильмом в кинопрокате и абсолютным чемпионом года по
видеопродажам.
В 2000 году Алексей Балабанов опять удивил всех, начав работать над проектом
фильма "Река" ("На краю земли") - о жизни в якутской деревне
для прокаженных в начале XX века. Однако вскоре после начала съемок произошла
трагедия - в результате автомобильной аварии погибла исполнительница главной роли
актриса Якутского Национального театра Туйнара Свинобаева. Проект был остановлен
и, по-видимому, фильм уже никогда не появится на экране. В одном из интервью режиссер
сказал: "По отснятому материалу видно, насколько сильно актриса играла свою
роль… Но без нее я продолжать этот фильм не буду".
Весной 2001 года Алексей Балабанов приступил к съемкам своего нового фильма
"Война", в которой заняты Сергей Бодров, Ингеборга Дапкунайте, английский
актер Иэн Келли, а в главной роли дебютирует на большом экране молодой актер Алексей
Чадов. Фильм о судьбе людей, оказавшихся заложниками в чеченском плену. Премьера
фильма состоится в марте 2002 года. Съемки проходили в горах Северного Кавказа,
в том числе несколько эпизодов были отсняты в Ханкале.
Фотографии взяты с сайта http://www.ctb.ru
Вадим АНДРЮХИН
газета “Новое Дело”