КАДРЫ ИНФОРМАЦИОННЫХ ВОЙН
Развитие и распространение информационных систем в мире привело к росту спроса на высококвалифицированные кадры со стороны спецслужб. Потребность в грамотных специалистах была всегда, но дефицит кадров научно-технического направления в последние годы значительно вырос. Подобная тенденция хорошо прослеживается на примере США.
События сентября 2001 года стимулировали расширение силовых структур США, а соответственно, и значительную потребность в квалифицированных научно-технических кадрах. Силовики стали испытывать значительные сложности с наймом соответствующих сотрудников. Умные молодые американцы, росшие на фильмах «об Американской мечте», все больше предпочитают учиться на юристов, финансистов, врачей и лишь малая часть хочет посвятить себя «мало раскрученной» карьере технического специалиста. Технические ВУЗы США тем временем все больше готовят талантливых выходцев из России, Китая, Индии и т.д. Спецслужбы США не могут брать на секретные работы не native-born граждан, будь они хоть какими гениями.
Подобная ситуация характерна и для России после 1998-х годов. Мода на экономические и юридические специальности была столь сильно разрекламирована государством, что молодежь толпами ринулась получать это образование, а технические специальности деградировали. Перекос был столь очевиден в те годы, что впору было говорить о вредительстве и сознательном развале высококлассного технического образования, которое, к сожалению, продолжается и ныне.
«Из всех искусств для нас важнейшим является кино»
Для решения задач социально-экономической направленности государство частенько использует социальную рекламу.
Учитывая, что сегодня «Из всех искусств для нас важнейшим является кино» (© В.И. Ленин), проще всего государству донести до своих граждан призыв через «голубой экран».
Похоже, именно таким призывом является выход в январе 2005 года на американские экраны сериала Numb3rs (http://www.cbs.com/primetime/numb3rs/, http://en.wikipedia.org/wiki/Numb3rs) или 4исла. Сериал действительно выдающий, если сравнивать его с той безвкусицей, что царит на экранах отечественных телеканалов.
Главные действующие лица Numb3rs - спецагент ФБР Дон Эппс и его младший брат Чарли - математический гений, работающий преподавателем математики в университете и заодно консультирующий правительственные спецслужбы ФБР и АНБ.
На сегодня отснято 5 сезонов сериала в каждом более десятка серий. Продолжительность каждой серии не более 45 минут. Все серии слабо связаны друг с другом, т.е. смотреть можно в произвольном порядке. Сюжет очень динамичный, заскучать невозможно.
Обычно каждая серия начинается с некоторого преступления, которое расследует команда агентов ФБР, возглавляемых Доном Эпсом. На некотором этапе, когда следствие заходит в тупик, к расследованию подключается талантливый математик-консультант Чарли Эпс. Ему удается подобрать некоторый интересный математический метод, который позволяет помочь ФБР раскрыть преступление. Частенько зашедшему в тупик Чарли помогает его университетский наставник физик-теоретик Ларри Флейнхард и умница-красавица аспирантка Амита Рамануджан, добавляющая в сериал романтическую линию.
«Математика - это больше, чем формулы и уравнения»
Центральное место в сериале занимает математика. Каждая серия начинается с вступления, отдающего должное математике: «Мы все ежедневно используем математику; чтобы предсказывать погоду, определять время, считать деньги. Математика - это больше, чем формулы и уравнения; это логика, это рациональность, это использование человеческого разума для решения величайших загадок» («We all use math every day; to predict weather, to tell time, to handle money. Math is more than formulas or equations; it’s logic, it’s rationality, it’s using your mind to solve the biggest mysteries we know»).
Что отличает этот сериал от других детективов и боевиков – использование реальных математических методов в работе агентов ФБР. Это не надуманные красивости, которыми изобилуют фильмы про хакеров, близко не лежащие с реальностью. В этом сериале все максимально реально. Эту реальность обеспечивает группа математиков-консультантов под руководством Гэри Лордена (Gary Lorden), главы кафедры математики в Калтехе. Даже выкладки, начертанные на досках, являются математически корректными, а математические методы, используемые Чарли действительно применимы при раскрытии преступлений. Хотя, конечно, элемент художественности присутствует в изобилии, например, в той скорости и легкости с которой Чарли подбирает математические методы и решает поставленные задачи. Но от этого сериал только выигрывает.
Правдивость и применимость используемых методов подтверждается на различных тематических сайтах, посвященных сериалу (например, http://numb3rs.wolfram.com, http://nuweb2.neu.edu/math/cp/blog/), а также в книге популяризирующей математику из сериала и написанную консультантами сериала Keith Devlin and Dr. Gary Lorden: The Numbers Behind Numb3rs: Solving Crime with Mathematics (ISBN 0452288576; опубликованную в августе 2007).
Визуализации применяемых математических методов в сериале отведено особое место. Как только появляется черновой сюжет очередной серии – в работу вступают специалисты по компьютерной графике, которые максимально доходчиво визуализируют тот или иной математический метод, который применяет Чарли для раскрытия преступления. Мало того, что Чарли Эпс должен найти решение, он должен убедить агентов ФБР, не особо разбирающихся в тонкостях математики, что найденное решение действительно применимо для раскрытия преступления.
Когда читаешь о том, как много в сериале уделяется внимания математике, закрадывается смутное сомнение, а есть ли широкая аудитория у подобного проекта? Может его смотрят только ограниченная аудитория компьютерных гиков и математиков, а обычным людям он не интересен? Судя по статистике - интерес есть и он огромен. Пробные показы серий Numb3rs перед тестовой аудиторией показали, что совершенно обычные люди, далекие от науки, отнеслись к происходящему на экране с огромным интересом. А когда в эфир пошел премьерный показ Numb3rs с января 2005 года, фильм собрал у экранов более 25 миллионов зрителей, став абсолютно бесспорным хитом прайм-тайма.
Сериалы, основанные на реальной, а не бутафорской науке, похоже, привлекают все большее внимание у телезрителей. Например, из интересных сериалов подобного плана можно вспомнить «Место преступления» (Crime Scene Investigation, CSI) той же компанией CBS или новый сериал «Теория лжи» (Lie To Me) (http://www.fox.com/lietome/, http://lie2me.ru/).
Создатели сериала
Стоит отметить, что продьюсировали сериал Ридли Скот и Тони Скот. Ридли Скот известен как режиссер замечательных экшенов - «Чужой», «Бегущий по лезвию», «Тэлма и Луиза», «Гладиатор», «Черный ястреб» и др. Тони Скот также режиссировал немало боевиков-шедевров: «Лучший стрелок», «Дни грома», «Последний бойскаут», «Враг государства», «Шпионские игры» и др.
Создатели сериала – супруги Nicolas Falacci и Cheryl Heuton. За вывод на экраны Америки столь примечательного сериала, полезного для оздоровления нации в научном плане, супружеская пара была удостоена награды Carl Sagan Award for Public Understanding of Science в 2006 году и National Science Board's Public Service Award в 2007 году.
Переводом на русский язык занималась команда NovaFilm http://novafilm.tv/browse.php?search=Numb3rs.
А что в России?
Если в СССР где-то до 1985-го снималось довольно много фильмов популяризирующих науку и работу на научно-техническом поприще, то позже такого рода социальной рекламы уже не наблюдалось. Государство самоустранилось от участия в процессе воспитания молодежи и подготовки научно-технических кадров, что привело в 2000-х годах к сокращению количества желающих работать в сложной научно-технической области. Отсюда и нехватка квалифицированных кадров в инженерной сфере, которая ощущалась до кризиса в 2008 году. В кризис рынок сжался, поэтому наступил некоторый временный баланс, но вряд ли надолго.
Никаких позитивных действий со стороны государства для поднятия престижа работы в научно-технической сфере не наблюдается и сейчас. Одним из наиболее простых способов популяризации науки было бы возобновление демонстрации на телеканалах соотвествующих фильмов, например, сериала Numb3rs. Однако даже этого не происходит.
В 2006 году два первых сезона были показаны на телеканале «ТВ3 Россия», причем, пилотная серия, задача которой пробудить интерес к сериалу, демонстрировалась в конце лета, в сезон отпусков. Транслировался же сериал в 23:00, что тоже не способствовало широкой аудитории.
Сериалы подобные «Numb3rs» стоило бы показывать на отечественных телеканалах почаще, чтобы был повод заглядывать туда хотя бы изредка...
Андрей Федоров
Фото с сайта сериала http://www.cbs.com/primetime/numb3rs/photos/