1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10
 
 

ШАГ ВЛЕВО, ШАГ ВПРАВО…
ИЛИ ПРЕССА НА ВОЙНЕ II

Контакт?
А возможен ли?

В былые времена нашу армию избаловали лестью писатели и журналисты. Она, в свою очередь, в долгу не оставалась и одаривала их премиями и лауреатскими званиями. На все черное в армии цензурой было наложено табу. Между тем черноты этой скопилось столько, что, когда она выплеснулась на страницы газет и в телевизионные передачи, прессу тут же обвинили в необъективности, некомпетентности, непатриотичности и даже в продажности. Ворота воинских частей наглухо закрылись.

Пик напряженности между армией и прессой был достигнут во время первой чеченской войны, когда почти весь журналистский корпус, не понимая целей и задач боевой операции, перешел на сопредельную сторону, которая щедро задабривала его информацией.

Как оказалось, история имеет способность повторяться. Нечто подобное уже случалось во время вьетнамской войны. Воюющая армия США пользовалась поддержкой прессы. Но постепенно ситуация в корне изменилась. Мир взорвали документальные книги и фильмы, написанные и снятые военными корреспондентами, которые перешли на вьетнамскую сторону.

Недавний опрос 52 генералов, воевавших во Вьетнаме, показал, что они до сих пор убеждены в том, что телевидение гонялось лишь за сенсациями, а не за истиной, и считать его деятельность “мешавшей победе”. Обозреватель журнала “NewsWeek” Кепнер Кроуфорд пришел к выводу, что “вьетнамская война была первой войной в американской истории, когда СМИ были дружелюбнее настроены к нашим врагам, чем союзникам”.

Что была истина для генералов и что была истина для прессы?

Своеобразную черту под спорными размышлениями подвел бывший лейтенант береговой охраны Майкл Колан:

“Не служба теленовостей наносила вред армии. Ей вредила несостоятельная политика руководства, не имевшего рецептов победы. Фиксирование средствами СМИ такой несостоятельности – безусловно, в числе высших интересов нации”.

Параллели вьетнамской и чеченской войны прослеживаются во всем.

Что делает руководство страны и армии, когда война затягивается? Оно "взбадривает" ситуацию победными рапортами. Была и во вьетнамской войне та последняя капля, которая положила начало раздору между армией и прессой.

В 1968 году, когда победа казалась близкой, вьетнамцы предпринимают ряд наступательных операций, вплоть до штурма американского посольства в Сайгоне (Южный Вьетнам). В военном отношении все эти операции особого успеха не имели, но пропагандистская война была выиграна. Американцы убедились, что их генералы лгут, а еще они задумались, нужна ли им эта война.

Администрация президента Линдона Джонсона предпринимает отчаянную попытку блокировать антивоенную информацию. Генералы раздают интервью направо и налево, министр обороны Роберт Макнамара почти ежедневно сбрасывает в прессу море цифр: количество убитых врагов, захваченного оружия, умиротворенных деревень...

Все безрезультатно! Вьетнамскую войну в Америке уже открыто называли бойней.

Пентагоновские генералы готовы были стереть в порошок всю прессу. Для них она была внутренним врагом. Хотя военный историк Уильям Хэммонд считает:

“Американское общество восстановили против войны не репортажи, а людские потери. Число сторонников войны падало на 15 процентов всякий раз, когда количество жертв менялось на порядок”.

Американские политологи сделали вывод, что Вьетнам лет на 20 подорвал доверие СМИ и общества к правительственной информации.

В конце концов, говорили журналисты, “дело правительства – убедить народ, что война, которую оно начинает и ведет, – правая и необходимая. И если чиновники с этой задачей не справляются, вините их, а не нас”.

Мировой опыт взаимодействия власти и прессы постепенно внедряется и у нас. Как мы видим, ко второй чеченской кампании “лицо” войны было сформировано. Чтобы о нем не забывали, в Кремль был возвращен его главный “сказочник” господин Ястр-жембский. Он стал помощником президента, поддерживающим “лицо” кавказской войны. Казалось бы, наступил полный контакт между прессой, властью и армией. Но так ли уж он прочен и от кого эта прочность будет зависеть?

Пресса – это сила

После вьетнамской войны Пентагон хоть и был обижен на прессу, но все-таки признал, что игнорировать ее нельзя.

В начале 80-х годов американцы предпринимают ряд специальных операций по устранению зарвавшихся преступных правительств маленьких государств. Прежде чем приступить к выполнению этих операций, Пентагон создал специальную комиссию, которая должна была выдать ряд рекомендаций по работе с прессой. Комиссия посоветовала включить СМИ в общий план военных операций. А это значит, что прессе должны были помогать средствами передвижения и передачи информации.

В декабре 1989 года США решили устранить диктатора Панамы Мануэля Норьегу. Операция “Правое дело” была уникальной. В одну ночь спецподразделениям десантников предстояло сразу же атаковать множество объектов.

Президент Джордж Буш отдал распоряжение просчитать варианты реакции прессы. На стол ему лег специальный доклад пресс-службы, в котором было расписано все. Аналитики первым делом советовали военным бросить кость прессе, предоставив ей возможность передать в утренние новости о первых успехах в операции. Журналисты даже не догадывались, что их поведение в операции было уже в подробностях расписано. Теперь надо было только создать видимость свободы, иначе пресса почувствует подвох.

К сожалению, все сорвалось. Прессу не смогли вовремя доставить в зону боевых действий.

Пентагон вновь делает вывод. На этот раз рекомендуется уменьшить уровень опеки журналистов и степень секретности происходящего.

Впереди была операция “Буря в пустыне”.

Подготовительный же этап не критиковали только ленивые. Сообщалось о неразберихе, о неподготовленности войск и их оснащения, о низком моральном духе солдат. Армейские генералы забеспокоились. И тогда Пентагон предпринял контратаку. В зону развертывания войск были доставлены журналисты из небольших местных газет и телестудий. Они и сделали погоду, начав рассказывать о военных частях и своих земляках-солдатах. В провинции развернулась кампания "Поможем нашим войскам". Спрос на “негативные” материалы резко упал. Патриотизм вновь вошел в моду.

И все-таки Пентагон переборщил. На этот раз средствами массовой информации были недовольны... читатели и телезрители. Они считали, что пресса и ТВ позволяли себе “съедать” информацию из рук армии, вместо того чтобы добывать ее самостоятельно.

Вместе с тем “Буря с пустыне” продемонстрировала огромную силу четвертой власти. Репортеры газет и телевидения работали по обе стороны войны. И тех, кто работал на стороне иракцев, никто не считал предателями. (Вспомните случай с Андреем Бабицким.)

Больше того, журналисты, работавшие на стороне противника, могли влиять на ход военных действий. Так, репортер Си-эн-эн Питер Арнет показал на весь мир (в том числе и на Россию) результаты авианалета на командный бункер Аль Фирдос 13 февраля 1991 года. Зрелище детских и женских трупов было столь ужасным, что тысячи слов, потраченных Пентагоном на объяснения хитрости иракцев, устроивших бомбоубежище над секретным объектом, мало что изменили. Военные, почувствовав угрозу своему имиджу, мгновенно среагировали и изменили планы бомбардировок. Ни один объект в Багдаде, при бомбежке которого подвергалось бы риску, мирное население, не был больше целыо для авиации.

(Окончание следует)

 

Вячеслав Федоров

Фото: Николая Нестеренко

 
 
1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10
 
     
   
 
РЕКЛАМА
Проголосуй за Рейтинг Военных Сайтов! Яндекс.Метрика