1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24
 
 

ОРУЖИЕ РОССИИ

“Разрушитель”: оставшийся в тени

Совсем недавно в центральных газетах промелькнуло сообщение:

“Ростовский вертолетный завод (“Росвертолет”) готовится к серийному производству боевого вертолета Ми-28 “Ночной охотник”. Как сообщили на предприятии, сейчас “Росвертолет” заканчивает сборку второго опытного экземпляра вертолета, который пойдет на заводские испытания - в цикле разработки воздушных судов этот этап непосредственно предшествует запуску в серию. Далее все будет зависеть от готовности Минобороны сделать заказ и оплатить его”.

Атака “Черной акулы”

В начале 90-х годов у армии появилась реальная перспектива получить сразу два боевых вертолета. К тому времени война в Афганистане показала, что доселе грозные воздушные “крокодилы” — вертолеты огневой поддержки Ми-24 — начали необратимо стареть. В Ливане, Анголе, Индии, Иране эти воздушные бойцы еще себя покажут, а вот в Афганистане им нашли противоядие — американские “Стингеры”. Ми-24 с трудом выходили из атак, отплевываясь огненными шарами тепловых ракет.

Стало предельно ясно: не будет им замены — войска останутся без прикрытия.

И вот блеснула надежда. Прикрывать пехоту от атак с воздуха вызывался вертолет Ка-50, сразу же прозванный на западе “Оборотнем”, а уничтожать танки противника взялся Ми-28, окрещенный “Разрушителем”. Два-три звена таких машин могли создать зону поражения по всему фронту.

Военным понравились обе машины. Вертолеты должны были спокойно пройти испытания, запуститься в серию и встать в боевой строй. Как водилось в то время, мы узнали бы о них после насыщения этими машинами армии. Но случившаяся перестройка заставила авиационные КБ самим заботиться о продвижении “продукта” на рынок.

Первым атаку начало КБ имени Камова. Оно было в более выгодном положении. Испытания Ка-50 начались чуть пораньше, и к этому времени КБ имело несколько летающих машин.

Ми-28 только-только начали испытывать.

Хорошо помнится откровенно слабый, но неплохо снятый фильм-боевик “Черная акула”. Западное название “Оборотень” сразу же было забыто. Новый вертолет творил чудеса в воздухе. Мы тогда еще не отошли от мировых премьер наших МиГ-29 и Су-27, и вот на тебе...

Дальше последовал тур “Черной акулы” по выставкам вооружений. Залетела она и в Нижний Новгород. Нам тогда показали, что вертолет обладает неограниченными возможностями для маневра и атак. И завершилась воздушная акробатика демонстрацией “мертвой петли”.

Правда, к тому времени нам удалось посмотреть еще один фильм — "Голубой гром", где главным героем был американский вертолет АН-64 “Апач”. Невольно хотелось сравнить обе машины.

Но фильм есть фильм, монтажные и компьютерные возможности могли представить машину в самом выгодном свете. А тут реальность: “Черная акула” крутила над Волгой фигуры высшего пилотажа.

В конце концов нас убедили, что “Черная акула” — лучший в мире вертолет.

“Пиар” и время

Наверное, он таким бы и остался в нашем сознании, если бы не знать, что восемь вертолетов различных мировых авиационных фирм способны крутить “мертвые петли” — из них три наши.

Спорной оказалась концепция вертолета с одним членом экипажа. В бою он должен быть и за летчика, и за штурмана. Вряд ли сегодняшние российские авиаторы с их мизерным налетом часов справятся с такой задачей.

В детских компьютерных играх “Апач” бьет “Черную акулу”. Скажете — специально подстроено. Не совсем так. У “Апача” лучшая система обнаружения и прицеливания. Американцы придерживаются идеологии “первым увидел — первым выстрелил”. Это позволило им убрать из вертолета излишек брони и прирастить скоростенку.

До сих пор остается неясным, может ли “Черная акула” видеть ночью и насколько зорко.

С эффективностью боевого применения тоже вопрос. Вояж Ка-50 в Чечню коренного перелома в боевые действия не внес.

Скажем так: полностью мы в этом вертолете не разочаровались, но взглянули трезво на его возможности. Да, “Черная акула” — вертолет своего времени. А наступательный “пиар” оказался не лучшим средством убеждения. Как всегда, время расставило все на свои места.

Равнение на Мамедова!

Главный конструктор вертолета Ми-28 Марк Владимирович Вайнберг как-то в одном из интервью проговорился, что его машина рассчитана на рядового Мамедова. Никого из нацменьшинств он этим унизить не хотел. На месте Мамедова мог оказаться рядовой Пупкин, Пушкин, Иванов, Петров, Сидоров...

Кабина нового вертолета еще надолго останется секретно-недоступной, а оттого мы можем только предполагать, что освоить вертолет Ми-28 может летчик среднего класса, а огонь поведет более опытный штурман — наведелия.

Экипаж в два человека — мировая классика ударных вертолетов.

Генеральный конструктор получил за свою машину сполна. Еще в 1984 году, когда военные остановили свой выбор на Ка-50, который выиграл конкурс у еще сырого Ми-28, на головы разработчиков обрушился сильнейший административно-партийный удар. КБ Миля готовы были обвинить в бесплодности, хотя по-прежнему вертолеты марки "Ми" хорошо шли на экспорт. Милевцы в этом обгоняли даже американскую фирму Сикорского.

Только через пять лет удалось показать Ми-28 за рубежом.

К этому времени стало ясно, что затянувшийся конкурс Ми-28 и Ка-50 ничего нового машинам не прибавляет. Их оборудование морально устарело на стадии рекламного показа.

И тогда обе вертолетные фирмы предприняли решительные, но рискованные шаги. Камовцы создали новый вертолет Ка-52 “Аллигатор” с двумя членами экипажа. А милевцы прекратили испытания Ми-28 на завершающем этапе и все усилия сосредоточили на ночном варианте вертолета.

Кто же лучший?

Ну такая вот у нас привычка - все сравнивать. Хотя в авиационном мире лучший — не значит превосходящий. Просто конструкторы на каком-то этапе сознательно идут на упрощение машины, на ее удешевление. Мы к этому не привыкли. Для нас лучший — значит превосходящий во всем. Потешим себя.

В октябре 1995 года в Швеции состоялись демонстрационные испытания боевых вертолетов. Военные специалисты армейской авиации этой страны пришли к выводу, что Ми-28 “обеспечивает более высокую вероятность обнаружения целей и быстрого приведения систем оружия в боевую готовность, а также возможность действия по противнику с маленького расстояния для каждого из видов вооружения”.

Вертолет способен проходить в глубину обороны противника на высоте двух десятков метров, при этом полет машины практически бесшумен. Это достигается за счет шумопоглощающей системы и особой конструкции винтов. За три часа полета над полем боя шведские средства ПВО лишь три раза обнаруживали появление Ми-28, и при этом ни разу не удалось ее поразить — не успевали среагировать.

У “Апача” все эти показатели были хуже.

Марку Владимировичу Вайнбергу все-таки удалось увидеть свое новое детище — ночной вертолет Ми-28Н, который сразу же получил название “Ночной охотник”. В это время Государственную премию вручали разработчикам “Черной акулы”. Она была принята на вооружение, но это еще ничего не значило. Серийно ее никто строить не собирался — не было денег.

Так что формально соревнование между вертолетными фирмами не завершились.

КБ Миля неожиданно поддержал сын известного американского авиаконструктора Сикорского. Он сказал, что сейчас в мире нет противников, а есть конкуренция между транснациональными корпорациями, и он выбирает сторону Ми.

Даешь реальность!

3 февраля 1997 года не стало главного конструктора КБ Миля Марка Владимировича Вайнберга. Он не дожил до своего шестидесятилетия. Если бы с его уходом доводки нового вертолета прекратились, то этого никто бы и не заметил. Страна уже была втянута в бесконечные выборные распри, отягощена чеченской войной, ее разъедала коррупция, а на безжизненные заводы и конструкторские бюро, как шакалы, набросились нарождающиеся олигархи.

Не избежало этой участи и КБ Миля. Бесследно исчезали деньги за проданные вертолеты. Менялись внешние управляющие. Дело дошло до захвата официального интернетовского сайта фирмы, по которому начали сливать негативную информацию.

Судьба Ми-28 была непонятна. Что стало с новым вертолетом? Будет ли он принят на вооружение и когда его запустят хоть в небольшую серию?

Газетное сообщение о начале производства ночных вертолетов Ми-28Н обнадежило. Неужели все позади?

Хотя кто в наши дни верит газетным сообщениям?

Лучше бы увидеть “Разрушитель” или “Ночной охотник” в воздухе. Выйдут ли они хоть когда-нибудь из тени?

А смотрите, как о них успели написать в глянцевых журналах:

“Когда “28-е” идут группой, их компьютеры обмениваются информацией, и группа превращается в единое боевое существо с удесятеренной силой”.

Увы, это всего лишь пока фантастика. Мы все сейчас живем в мире фантастики, принимая за реальность рекламные буклеты.

Тактико-технические данные вертолета Ми-28

  • Взлетная масса — 10 400 кг
  • Максимальная скорость — 300 км/час
  • Статический потолок — 3600 м
  • Дальность полета — 460 км

Вооружение:

  • Управляемые ракеты “Штурм” (16 шт.), “Атака” (16 шт.).
  • Боезапас пушки калибра 30 мм — 250 снарядов
  • Экипаж — 2 чел.

Вячеслав Федоров

 

 
 
1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24
 
     
   
 
РЕКЛАМА
Проголосуй за Рейтинг Военных Сайтов! Яндекс.Метрика