– 1, 2, 3
 
 

Автомобиль “эмку” – вездеход ГАЗ-61-73 в войну называли маршальской машиной. Свой боевой путь она закончила в Берлине.

ВСЕ ЧЕТЫРЕ КОЛЕСА

(Часть I)

На бетонном постаменте у стены нижегородского кремля, там, где выставлено оружие, которое делал тыловой Горький в годы войны, можно увидеть маленькую бронемашину. Ее военное обозначение БА-64. Надо сказать, что это был скромный труженик войны. Он обойден вниманием в современных фильмах о войне, да и во фронтовой кинохронике мелькает редко. Место на постаменте он занял не только по праву воина. БА-64 – первый отечественный вездеход, выполненный на базе легкового автомобиля. У него есть старшая сестра – “эмка” – вездеход ГАЗ-61. Вид у “сестры” обычного легкового автомобиля и поэтому, видимо, ей не нашлось места рядом. А вместе с тем ей тоже пришлось немало повоевать. И, чтобы, воздать справедливость, с нее и начнем рассказ, тем более что она была первым советским легковым вездеходом.

В каком-то из автомобильных конструкторских бюро родилось выражение: “Человечество придумало автомобиль себе на хлопоты”. Тот, кто произнес его первым, был ясновидец. Автомобиль доставил, доставляет и будет доставлять человечеству еще немало хлопот. Перво-наперво ему очень не хотелось сходить с удобных, хоть и трясучих, булыжных мостовых. На проселке он вяз в грязи, задыхался на крутых подъемах, утопал в песках. Проблема всепроходимости автомобиля остро встала перед конструкторами. Если выстроить всю вездеходную технику, созданную в разное-время в разных странах, то получится парад диковинных машин. Что только не предлагалось. И только постепенно, скорее интуитивно, обозначилось главное условие вездеходности – привод на все четыре колеса. Так родилась знаменитейшая и простейшая из автомобильных формул – 4Х4.

Первую повозку с приводом на все четыре колеса построили в 1826 году англичане Т. Бурсталл и Дис Холл. Это был громоздкий паровой дилижанс, совсем не предназначенный для поездки вне дорог.

Свел автомобиль с дороги наш соотечественник А. Вра-дий в 1863 году.

В 1907 году германская фирма “Даймлер” разработала две опытные машины со всеми ведущими колесами. Они выдержали пробег протяженностью в 1000 километров.

Дальше дело пошло быстрее. Через год фирма “Фор-Уилл-Драйв” создала вездеходный грузовик опять же с приводом на все четыре колеса. В это же время изобретатели предложили несколько вариантов трехосного грузового автомобиля. Две задние оси у них были ведущими.

В 1933 году на Горьковском автозаводе появилась своя конструкция трехоски. Она участвовала в тяжелейшем Каракумском пробеге и выдержала испытания. В 1937 году появилась легковая трехоска ГАЗ-21.

И все-таки трехоски стали лишь ступенью к созданию вездеходов. По “генеалогическому древу” горьковских легковых вездеходов значится, что ГАЗ-61 родилась от знаменитой в те годы “эмки” (ГАЗ-М1). ГАЗ-61 всегда будут звать “эмка – вездеход”.

Старая, добрая “эмка”... Ее сейчас можно увидеть лишь в довоенных фильмах. Это был роскошный и вместе с тем скромный, непритязательный автомобиль. “Эмка” верой и правдой служила с конца тридцатых до пятидесятых годов, включая войну, еще стала родоначальницей доброго десятка других моделей.

В небольшой заметке “Автомобиль ГАЗ-61” 19 августа 1939 года газета “Правда” сообщила:

“Горький. На Горьковском автозаводе сконструирован и изготовлен легковой автомобиль ГАЗ-61. Новая машина отличается высокой проходимостью и способностью легко преодолевать крутые подъемы. В настоящее время автомобиль ГАЗ-61 находится на испытаниях”.

Маленькое сообщение о большой победе.

Краткость и официальность сообщения не передает той атмосферы, в которой трудились конструкторы Горьковского автозавода. В те годы они стремились к рекордам. Быть первыми – стало негласным девизом их работы. Рекорды стали показателем новизны, движения вперед. Рекорды создавали популярность автозаводу, и скоро о горьковских автомобилях заговорили.

Главный конструктор автозавода А.А. Липгард и ведущий конструктор В.А. Грачев.

А семейство горьковских автомобилей росло, набирало силу и надежность.

Сейчас трудно проследить единоборство конструкторов с техническими проблемами, которые им предстояло решать. Хотя... Это сделать можно и совсем неожиданным образом.

В 1984 году автозаводцы простились с замечательным человеком, которого многие-многие знали. Более сорока лет проработал Николай Николаевич Добровольский на автозаводе... фотографом. Его наследие – 32 тысячи негативов. Я любил бывать в его тихой комнатке большой заводской фотолаборатории. Здесь остро пахло пленкой и десятки пакетиков и ящичков хранили всю историю завода.

В очередной раз, когда я пришел к нему, меня интересовала модель ГАЗ-61, вездеход. Не более минуты искал нужный пакет фотограф, и вот уже веер негативов рассыпан по стеклу, подсвеченному снизу мощными лампами. Каждый раз, придя домой, я по памяти восстанавливал разговор с ним и записывал его рассказы. Из них могла бы родиться интереснейшая книга. Страстный фотограф, азартный человек, Николай Николаевич любил автомобили. Для него они были существами одушевленными. Он мог рассказывать о каждой машине и даже о рождении того или иного узла, механизма. За 75 своих лет он участвовал во множестве испытаний. Он и заболел-то в дороге, отправившись в очередную (и последнюю) поездку на испытания новых автомобилей.

В.П. Чкалов и директор автозавода И.К. Лоскутов.

– Мы были молоды и бредили путешествиями, – начал свой рассказ Николай Николаевич Добровольский. – Однажды с ребятами на водной станции разговариваем, мечтаем: “Вот там бы побывать, да и вот там не мешало”. Рядом стоит Чкалов и слушает внимательно, о чем мы говорим.

Послушал он нас и сказал: “Не вижу пользы в созерцательном путешествии. Что толку глядеть по сторонам. У вас под боком автозавод делает машины. Попросите и испытайте их. Вот это будет дело”. Сказал и хитро посмотрел на нас.

Мы в один голос: “А вы нам поможете, Валерий Павлович?” – “Да хоть сейчас”.

Решили не торопиться и отложить дело до утра. Чкалов не забыл разговора и утром уехал на автозавод, а приехав, коротко сказал: “Все, отправляйтесь в дорогу!”

Так совершенно неожиданно стал осуществляться сложнейший испытательный автопробег.

Так проходили испытания автозаводского вездехода.

К словам Николая Николаевича стоит добавить, что' автопробеги в те годы редкостью не были. Еще был памятен пробег 1933 года Москва – Каракумы – Москва. Тогда долгий путь прошли первые советские грузовики. Но прошло три года. Появились новые машины и среди них легковые. Их надо было испытывать на трудных дорогах. В пробег, кроме шоферов-профессионалов, шли конструкторы. Николай Николаевич Добровольский попал в дублеры к ведущему автозаводскому инженеру Виталию Грачеву.
Николай Николаевич продолжает:

– Автозавод выделил нам две новенькие “эмки”. Порядковые номера машин – 86-я и 96-я. Добавили к ним две машины ГАЗ-А, два “пикапа” и экспериментальную трехоску. Она была прообразом будущего вездехода. На ней решалось много конструктивных задач. Ее вели Грачев и я. Виталий мечтал о своем вездеходе, он много работал над ним и отправился в пробег, чтобы увидеть своими глазами, как ведут себя в трудных условиях узлы и механизмы машин. Пробег ему давался тяжело. В дороге он болел и тогда я вел машину. Но каждый день вечером или на коротких привалах, он делал записи в дневники. Там было мало слов – больше чертежей, цифр и формул.

Когда вошли в пустыню, сразу же ощутилась нехватка воды. Ее выдавали по два литра в день: Грачев сосал пуговицу, а свою воду раздавал желающим. Это был одержимый техникой человек, сильный духом и крепкий волей.

Все машины мы привели на завод. Они были хоть и потрепанные, но целые. Их тщательно исследовали.

 

(продолжение следует)

 

Вячеслав Федоров

В публикации использованы фотографии
Николая Николаевича Добровольского

 

На снимках:

  1. Автомобиль “эмку” – вездеход ГАЗ-61-73 в войну называли маршальской машиной. Свой боевой путь она закончила в Берлине.
  2. Главный конструктор автозавода А.А. Липгард и ведущий конструктор В.А. Грачев.
  3. В.П. Чкалов и директор автозавода И.К. Лоскутов.
  4. Так проходили испытания автозаводского вездехода.
 
 
– 1, 2, 3
 
     
   
 
РЕКЛАМА
Проголосуй за Рейтинг Военных Сайтов! Яндекс.Метрика