1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24
 
 

Беспилотник "Пчела"

ОРУЖИЕ РОССИИ

“ПЧЕЛА”: ОРУЖИЕ-ФАНТОМ

Самое настоящее НЛО

14 ноября 2000 года агентство “Интерфакс” распространило следующее сообщение:

“В ночь на вторник в небе над Дагестаном было зафиксировано появление НЛО. В официальной ежедневной сводке МВД Дагестана, полученной “Интерфаксом”, говорится, что неопознанный летающий объект наблюдали в 1 час 45 минут дежурные наряды двух застав Дербентского погранотряда.

По информации пограничников, они в течение двух минут видели огни быстро летящей на высоте примерно 100 метров “цели”. То, что НЛО не было ни снарядом, ни ракетой, выпущенной со стороны Чечни, свидетельствуют увиденные “Три светящихся огня с разносом в два метра”. Компетентные службы проверяют факт появления НЛО в небе над Дагестаном”.

Первый отечественный самолет-беспилотник Ла-17 Р.
Стартовый комплекс Ла-17Р.

Как и следовало ожидать, это сообщение повлекло за собой шквал публикаций. Вначале все было сдержанно:

“...На данный момент ни пограничники, ни представители МВД не в состоянии объяснить, что это был за объект. Вероятно, выяснением подробностей происшествия займутся теперь российские спецслужбы”.

Далее понеслось:

“...Начальник регионального Северо-Кавказского управления ФПС генерал-полковник Евгений Болховитин сообщил, что это был российский космический аппарат; он не стал уточнять детали, но подчеркнул, что эту информацию пограничники получили с центрального пункта управления сил ПВО”.

Первой не выдержала “Комсомолка”:

“До этого заявления никто не догадывался, что у России есть космические аппараты, летающие на стометровой высоте и высвечивающие свой путь фарами...”

Свою гипотезу выдвинул и муфтий Дагестана:

Стартовый комплекс “Пчела”.

“В эту ночь Землю посетили представители иных миров, также созданных Аллахом: то ли джинны, то ли ангелы, то ли другие его творения, о которых мы еще не знаем”.

 А дальше “процесс пошел” уже неуправляемым. Скудные строки информации стали расцвечиваться новыми подробностями и о панике в горных аулах, и о полной боевой готовности российских пограничников. Побесновавшись на страницах газеты дня три-четыре, вихрь гипотез и предположений постепенно утих. Загадка дагестанского НЛО так и осталась неразгаданной. В летописи появления над Землей неопознанных летающих объектов она, несомненно, войдет.

Интерес к теме был сбит. Страсти улеглись. Но ведь факт появления НЛО остался! В конце концов, многие видели летающий объект. Что же это могло быть?

Беспилотник Ту-330 “Коршун”.

Тогда, в суматохе, никто не догадался соединить два события. Первое произошло чуть раньше, летом, когда промелькнул сюжет об испытаниях в Чечне беспилотных авиаразведчиков “Пчела”. Тогда в подробностях показали действия самолета-робота. “Пчела” управлялась в полете оператором, который сидел в специальной машине и на мониторах мог видеть все, что попадало в поле зрения телевизионной камеры, установленной на разведчике.

“Пчела” могла летать и ночью. И не только летать, но и видеть своим инфракрасным зрением. Ночью разведка была более эффективна. Боевики в это время собирались на базах, жгли костры, отдыхали. “Пчела” проходила над объектом на низкой высоте, и сбить ее было практически невозможно.

Появление НЛО над Дагестаном и полеты беспилотных самолетов-разведчиков по времени совпадают. Достаточно было заглянуть в журнал проведения испытаний, и не было бы загадки НЛО. Но военные не стали разочаровывать журналистов.

Птичья стая

С НЛО, подобным дагестанскому, наши военные уже сталкивались. В конце 1969 года в нескольких километрах от Байконура был замечен самолет, нарушивший границу. Всем средствам ПВО, находившимся в этом районе, была объявлена боевая готовность. Но сбивать самолет не понадобилось, он ... сел сам. Как оказалось, это был американский беспилотный самолет—разведчик. На его борту находилась разведывательная аппаратура, которая фиксировала радиосигналы, засекала радарные установки и фотографировала местность с точной привязкой координат.

Беспилотник Ту-141 “Стриж”.
Старт “Стрижа”.

Когда проявили фотопленку, то обнаружили, что основная съемка велась над территорией Китая. Видимо, разведчик сбился с маршрута и, выработав все горючее, сел на нашей территории. Было определено, что “беспилотник” мог “отмахать” пять тысяч километров и забираться на такие высоты, где ракеты его не брали. Реактивный двигатель был способен разгонять летательный аппарат до сверхзвуковой скорости.

“Залетный” гость получил кодовое обозначение “изделие Р” и подвергся самому тщательному изучению. В результате 19 марта 1971 года появилось Решение комиссии  Президиума Совета Министров СССР по военно-промышленному комплексу № 57. В нем говорилось, что в кратчайшие сроки следует подготовить аванпроект  советского аналога американского беспилотного разведчика с учетом использования отечественных материалов “силовой” установки, самолетного и целевого оборудования.

Тема получила шифр “Ворон”...

Создаваемый беспилотный разведчик должен был входить в комплекс стратегической и оперативной воздушной разведки. Стартовать беспилотник должен был с самолета-носителя.

Казалось бы, 1971 год можно считать годом рождения наших беспилотных самолетов-разведчиков. Но это не так. И американский аналог не стал прообразом для них. Созданный туполевцами “Ворон” стал одним из...

Если все расставить по ранжиру, то первым займет место тактический беспилотный самолет-разведчик Ла-17Р. В конструкторском бюро С. Лавочкина его создали еще в 1959 году.

Беспилотник Ту-123.

В 1964 году прошел госиспытания в НИИ ВВС туполевский дальний беспилотный разведчик “Ястреб”. Мы привыкли хаять нашу фотооптику, и не без основания. Но, оказывается, были военные образцы телеобъектов, которые могли с высоты 20 километров запечатлеть в деталях шпалы железнодорожного полотна. Причем в это время самолет-разведчик летел со скоростью 2700 км в час.

Затем появился “Стриж”... Птичья стая беспилотников пополнялась.

В начале 60-х в КБ Туполева было создано “подразделение К”, которое занималось разработкой беспилотных летательных аппаратов. Можно себе представить, сколько уникальных конструкций здесь было разработано.

Стартовый комплекс Ту-123.

В одном из военных изданий ведущий специалист Рудольф Григорьевич Толкунов, стоявший  у истоков создания отечественных “беспилотников”, вынужден писать горькие строки:

“Дело хиреет. А между тем в США создано управление, которое занимается развитием и совершенствованием беспилотной техники. Ежегодный бюджет управления — несколько миллиардов долларов. Американцы, как известно, денег на ветер не бросают. Мы, впрочем, тоже — по причине отсутствия. Поэтому и платим за все по двойному тарифу”.

Посмотрели... и будет

Время вносит коррективы в доктрины войн. Из глобальных они превращаются в локальные. Должно меняться и вооружение, но делать это боятся, считая, что локальные войны — это явление временное. Как ни странно,  динамичнее всего реагировали на изменение статуса войн конструкторы беспилотных летательных аппаратов. Достаточно перечислить их названия, и все станет ясно: “Ястреб”, “Ворон”, “Коршун”, “Стриж”, “Пчела”, “Шмель”...

А, впрочем, почему странно? Разведчики должны быстрее всего приспосабливаться к изменению обстановки. Последние два летательных аппарата относятся к четвертому поколению беспилотников. Даже название указывает на то, что они стали по размерам значительно меньше своих собратьев, но в техническом совершенстве им не уступают.

 

Беспилотник Ту-143 “Рейс”.
Погрузка беспилотного летательного аппарата.

Мы не располагаем данными применения беспилотников в Чечне. Военными отмечено, что испытания прошли успешно. Но вот данные по американской армии нам отыскать удалось. Во время войны с Ираком, при проведении операции “Буря в пустыне”, на долю самолетов-разведчиков пришлось 85 процентов всей воздушной фоторазведки. Их зоркие “телеглаза” обнаружили более 50 процентов скрываемых в пустыне и тщательно замаскированных пусковых установок “СКАД”, подземных бункеров и ангаров. Поверьте, цифры впечатляющие. Ни один вид наземной разведки такой объем работ выполнить не сможет.

Кроме того, беспилотники могут постоянно висеть над полем боя, фиксируя изменения оперативной обстановки. “Пчела”, забравшаяся на двухкилометровую высоту, практически неуязвима. Средств для ее поражения еще не придумано. Сообщается, что в Чечне боевики сумели сбить всего лишь один самолет-разведчик.

Наши военные скупы на информацию, но есть сведения, что в последнюю чеченскую кампанию Гудермес взяли без единого выстрела не без помощи “Пчелы”. Когда самолет-робот появился над позициями боевиков, они поняли, что удар артиллерии будет на этот раз особо прицельным.

Наверное, правильно сравнивать свою военную технику с зарубежными аналогами. Так вот, “Пчела” нисколько не уступает американским беспилотникам такого же класса, но зато в двадцать раз дешевле.

Беспилотные вертолеты Ка-137.
Беспилотные вертолеты Ка-137.

На сегодняшний день разработкой самолетов-разведчиков занимаются в США, Великобритании, Франции, Италии, Канаде, Китае, Ираке. Представляете, какая конкуренция на мировом рынке вооружения? Мы не отстаем. Наш комплекс “Строй-П”, в который входит самолет-разведчик “Пчела”, пользуется спросом.

К сожалению, нам приходится в первую очередь говорить о мировых рынках. Наша гордость идет на продажу.

Таким будет самолет-разведчик будущего.Чем же гордиться  должны мы? “Пчела” принята на вооружение российской армии в 1997 году. В Ахтубинске сформирована специальная часть по использованию беспилотных авиационных комплексов.

На этом все радостные для нас известия заканчиваются.

У нас за эти годы сложилась традиция поражать мир своими военными шоу. Посмотришь — чего только у нас нет! Но военные, ставшие невольно массовиками—затейниками, не удовлетворяются пассивными выставочными показами. Свои шоу они перенесли... в Чечню. Только возникает вопрос: где у нас “Черные акулы”? А вот они, летают в Чечне. Правда, всего неделю. Но эта информация остается за телевизионными кадрами. Нам показывают какие-то “умные” снаряды, которые сами выбирают себе цель и готовы разрушить все. Но спросите о них артиллеристов, долбавших боевиков в горах и на равнинах. Они в ответ лишь иронически улыбнутся. О “Пчеле” тоже раструбили. Показали этого маленького летающего разведчика во всей красе. Но опять же это было всего-навсего телевизионное шоу. Как и прежде, колонны с военным грузом сопровождают огромные мишени — вертолеты, — и разведку в горах все так же ведут люди.

У России есть новое оружие, это мы знаем. Но для армии оно остается до сих пор неопознанными летающими, стреляющими, движущимися объектами. Это оружие-фантом. Беспилотный летательный аппарат “Пчела”, тоже из этого разряда. Посмотрели... и будет.

Самолет-разведчик "Пчела".

Тактико-технические данные “Пчелы”

  • Вес — 138 кг.
  • Радиус боевого применения — 50 км.
  • Высота полета — от 100 м до 2,5 км.
  • Крейсерская скорость — 110—150 км в час.
  • Продолжительность военной разведки — 2 часа.
  • Время наработки на отказ — 5000 часов полета.

Вячеслав Федоров

На снимках:

  1. Первый отечественный самолет-беспилотник Ла-17 Р.
  2. Стартовый комплекс Ла-17Р.
  3. Стартовый комплекс “Пчела”.
  4. Беспилотник Ту-330 “Коршун”.
  5. Беспилотник Ту-141 “Стриж”.
  6. Старт “Стрижа”.
  7. Беспилотник Ту-123.
  8. Стартовый комплекс Ту-123.
  9. Беспилотник Ту-143 “Рейс”.
  10. Погрузка беспилотного летательного аппарата.
  11. Беспилотные вертолеты Ка-137.
  12. Таким будет самолет-разведчик будущего.

 
 
1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24
 
     
   
 
РЕКЛАМА
Проголосуй за Рейтинг Военных Сайтов! Яндекс.Метрика