1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8
 
 

МЫ НАУЧИЛИСЬ ЖИТЬ В ДВУХ ЭПОХАХ

(Часть I)

Военно-историческая комиссия Центрального совета Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры (ВООПИК) и редакция газеты "Красная звезда" провели заседание "круглого стола", посвященное проблемам военно-исторического движения в России. Участие в разговоре принимали председатель Военно-исторической комиссии ВООПИК, шеф клуба "Гродненские гусары", писатель Алла БЕГУНОВА; руководители военно-исторических клубов: "Флигель-рота" - Александр БЕСПАЛОВ, "Лейб-гренадерский полк" - Александр ГАПЕНКО, "Гродненские гусары" - Владимир ВЛАДИСЛАВЛЕВ, "Аванпост - Литовский уланский полк" - Сергей УЛАНОВИЧ; вахмистр Гродненского гусарского полка Федор ЗАБОРСИН; представитель "Цейхмейстерской коллегии" Военно-исторической комиссии ВООПИК Николай ЩЕРБАКОВ; член Пушкинской комиссии Института мировой литературы РАН Пантелеймон ГРИНБЕРГ; старший научный сотрудник Музея-панорамы "Бородинская битва" Татьяна КАПУСТИНА, а также курсанты Военного университета. Вел заседание "круглого стола" редактор отдела истории, литературы и искусства "Красной звезды" Александр БОНДАРЕНКО.

"Интерес к изучению истории растет - это хорошо. Плохо, когда этот интерес принимает гипертрофированные, карикатурные формы. Зачем, спрашивается, современные молодые и не очень молодые люди наряжаются в военную форму, которую носили наши предки сто, двести лет тому назад? Когда только появилась такая мода - это было, пожалуй, интересно. Потом стало забавно наблюдать такое, а сейчас я ничего, кроме неловкости и стыда за этих людей, не испытываю... Чтобы правильно носить военный мундир давно прошедшего времени, нужно в этом времени родиться и жить, а этого, увы, современному человеку не дано..."

Михаил ИВАНИЙ. Москва.

Вот с этого письма, в котором автор очень резко отозвался о движении "униформистики" - военно-исторических клубах, и начался наш разговор...

Бегунова: Такие суждения для нас не новость. В прошлом году, например, был большой скандал с публикацией в одном из московских журналов, в которой выражалась та же мысль - мол, так поступать могут только психически ненормальные люди, которые скоро вообще Россию продадут. Статья вызвала у нас бурю протестов. Мы написали письмо, обсудили его на собрании "Московского корпуса" - и письмо было опубликовано в "Огоньке", нам даже принесли извинения...

Щербаков: А почему никто не осуждает альпинистов - мол, зачем они лезут на скалы, или спелеологов, которые лезут под землю? Зачем тогда возмущаться тем, что люди носят мундир? К тому же носится он не повседневно, а только на каких-то мероприятиях.

Уланович: Но если человеку, идущему на мероприятие, лень сложить обмундирование в рюкзак, то действительно в большом городе это как-то смешно выглядит. Хотя таких среди нас мало...

Щербаков: Вообще "униформистика" - совсем не российское изобретение. Задолго до нас в странах Европы, в США на исторические праздники выходят люди, которые носят старинные мундиры, разыгрывают какие-то батальные сценки.

Гринберг: Маленькая справка: в России впервые широко обратились к историческому военному костюму в дни празднования столетия Отечественной войны 1812 года. На Бородинском поле были и офицеры, и рядовые, одетые в мундиры той эпохи. Существуют даже фотографии казаков и военнослужащих разных частей в форме 1812 - 1814 годов...

Щербаков: Так нужно ли отказывать людям в удовольствии участвовать в самодеятельном театре? Ведь реконструкция сражения - тот же театр. Хотя, конечно, в каждом деле бывают перегибы, бывают максималисты, но нужно говорить о нормальном, обычном человеке, которому интересна история и хочется проводить свой досуг именно таким образом.

Бегунова: Да, военно-историческое движение - одна из форм проведения свободного времени, увлечение культурных, высокообразованных людей...

Беспалов: Нет, по-моему, это гораздо большее. Я думаю, что человек, который написал приведенные вами строки, вряд ли сидел по 10 - 15 лет в архивах, в запасниках музеев, вряд ли изучал воспоминания участников далеких событий так же глубоко, как многие из нас. А потому, наверное, он не может увидеть и понять, что люди, занимаясь военно-исторической реконструкцией, занимаются этим в полном смысле профессионально и тем приносят большую пользу своей Родине.

Мы ведь стараемся показать детям, молодежи, вообще нашим соотечественникам, что была великая Россия, что она есть и будет. И ею надо гордиться! Не зря Александр Васильевич Суворов сказал одному офицеру, увлеченному иностранщиной: "Гордись, дурак, что ты русский!" Великие слова величайшего полководца!

- Хорошо, согласимся, что подобная форма проведения досуга имеет полное право на существование. Но что можно возразить против таких слов нашего читателя: "Самовольно надевать мундир, да еще и незаслуженные награды (на мундирах членов военно-исторических клубов случается видеть даже Георгиевские кресты!) - просто кощунство"?

Беспалов: У нас существует своя наградная система. Официально разрешено носить медаль в память 1812 года и иногда - Бородинские кресты. Есть еще юбилейные кресты, те, которые дают за какие-то походы. Все остальное носить запрещается. Есть, правда, люди, которые любят на себя нацепить как можно больше, но разве не встречается немало таких и среди солдат срочной службы, и даже среди наших уважаемых ветеранов? И с этим у нас борются. Но мне ни разу не приходилось видеть, чтобы кто-то носил крест Святого Георгия. Здесь уважаемый читатель ошибается.

- А мундиры? Вот вы захотели - и надели форму того или иного полка на любой понравившийся вам год, офицерские эполеты...

Владиславлев: Да, мы надеваем мундиры по своему выбору - но выбираем их сознательно. Например, Гродненский гусарский - один из наиболее отличившихся полков в войну 1812 года, его имя неразрывно связано с именем блистательного генерала Кульнева. Вообще гусары - это очень интересный вид легкой кавалерии. Наравне с уланами они представляют собой разведку, то есть самое романтичное...

Беспалов: Каждый выбирает свою эпоху сам. Кому-то ближе Суворов, кому-то - Двенадцатый год. Через призму военно-исторического движения мы пытаемся как-то слиться с нашими предками, понять их, встать на их место, быть достойными их. И если мы одеваем военный мундир определенной эпохи, то жизнь у нас уже протекает по уставам этой эпохи. Поэтому, прежде чем одевать мундир, все очень много работают - и не только над бумагами, но и над собой...

Кстати, у нас ведь и система чинопроизводства существует в соответствии с регламентом Русской императорской армии. Чин можно получить только выслужив его за определенные заслуги. Тогда ты получаешь официальный патент на право ношения мундира прапорщика, поручика и так далее. У меня, например, реальное воинское звание капитан, но вот в клубе я - поручик, что приравнено, как известно, к званию старшего лейтенанта.

Гринберг: Почему военно-историческое движение, с одной стороны, приобрело такую популярность и столько в нем действует увлеченных людей и почему в то же время оно вызывает недовольство многих, наблюдающих его со стороны?

К сожалению, существует определенная дисгармония между современным человеком - любой член военно-исторического движения остается современным человеком - и теми понятиями, что существовали в прежние времена... Она чувствительно воспринимается людьми со стороны и приводит к отрицанию.

Поэтому, на мой взгляд, члены военно-исторических клубов, когда они носят униформу, должны особенное внимание обратить на себя и стать не просто клубом для проведения досуга, но демонстрировать, что такое "честь мундира". В этом отношении на Бородинских праздниках был один, как я считаю, чудовищный момент. Когда сводная колонна гренадеров уходила от Главного монумента русским воинам - с барабанным боем, при всем параде, во главе ее шел человек в шинели, кивер его был зачехлен, и, проходя по аллее, он мило болтал с кем-то по мобильному телефону.

Да за такое следует немедленно гнать из полка!

- Серьезное замечание... Но, наверное, даже на историческом бивуаке тяжело бывает полностью абстрагироваться от настоящего?

Заборсин: Действительно, жить в двух эпохах нелегко, однако ведь это просто фантастический подарок судьбы. Я кадровый офицер, служу до сих пор и горжусь как чином майора Российской армии, так и званием гусарского вахмистра.

Будучи на службе, я никогда не сделаю того, что сделал бы гусарский вахмистр, потому что я уважаю свой российский мундир. Но, надев гусарский мундир, я уже веду себя соответствующим образом. Например, могу поцеловать в плечико прекрасную даму. Если бы так поступил майор - его бы обсмеяли. Равно как и гусара, который бы этого не сделал!

- Кстати, с чего начинались ваши клубы и какие направления в их деятельности вы считаете главными?

Гапенко: У всех по-разному. Подавляющее большинство из нас с детства увлекалось историей в той или иной форме. Потом как бы собрались группы единомышленников и начали работать. Мундиры себе шили сами, муляжи оружия изготавливали...

В движение входят очень разные люди, и у каждого - свои пристрастия. Одни, предположим, восстанавливают мундир, делая все стежки с точностью до миллиметра - в свое время достали выкройки, передавали их из рук в руки, пока совсем не затерли... Другие считают это не совсем нужным и допускают для себя довольно большие вольности, но они, например, великие знатоки событий прошлого, просто упертые, так скажу, на истории...

В 1992 году на Бородино я видел людей - они с периферии приехали - которые сшили себе мундиры, взяв за основу обложку детской книжки "Бородино", нарисованную неизвестно каким художником... Но разве кто из нас мог их упрекнуть за то, что они пришли на поле, неизвестно во что одетые? Уже только за то, что они делают, стремятся делать - их уже нужно уважать!

Щербаков: Действительно, если движение объединяет большое количество людей, то люди, которые в нем находятся, - достаточно разные. Некоторых вообще привлекает "костюмированный" туризм... Мы же ездим довольно много - и по России, и по Европе.

Но надо отметить, что зарождалось движение в советское время. Одни тогда хотели как бы выделиться, для других это вообще была "внутренняя эмиграция"... Естественно, движение проходит какие-то циклы - это подвижный живой организм. Какие-то люди уходят, какие-то приходят, и за последнее время многое изменилось - как, соответственно, изменилась и жизнь вокруг нас. О проблемах можно очень долго говорить. Например, раньше у людей было гораздо больше свободного времени, которое можно было посвящать этому делу. Теперь, извините, нужно зарабатывать на кусок хлеба. А потому начинается выбор мероприятий, которые движение проводит, - каждый выбирает сам, что ему ближе, интереснее...

(Окончание следует)

 

Фото: Владимир Андрианов,
Владимир Алексеев

 
 
1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8
 
     
   
 
РЕКЛАМА
Проголосуй за Рейтинг Военных Сайтов! Яндекс.Метрика