1, 2, 3, 4
 
 

Самолет-разведчик “Локхид” U-2.

ПРИКАЗАНО – СБИТЬ!

(Часть II)

“Сувенир” из Америки

Не поверите, в моих руках фрагмент электронной базы американского самолета “Локхид” U-2, о существовании которого мы узнали 1 мая 1960 года. Откуда такая точность? Жившие в то время помнят, что именно в этот день всенародного торжества было объявлено, что под городом Свердловском советская зенитная ракета пресекла полет самолета-шпиона, вторгшегося в воздушное пространство СССР.

Как выяснилось через многие годы, первой ракетой, взорвавшейся сзади, летающий разведчик был лишь поврежден. Пилотная кабина была не задета и летчик мог воспользоваться катапультой. Но он этого не сделал. Еще на авиационном заводе, где происходило знакомство с опытным экземпляром самолета, один из техников предупредил старшего лейтенанта Фрэнсиса Гарри Пауэрса о том, что под пилотским креслом вместо пиропатрона может быть заложена взрывчатка.

Летчик с трудом покинул кабину неуправляемого самолета, а в это время вторая ракета прямым попаданием разметала машину на куски.

А это небольшая частичка от него, которая теперь является всего лишь сувениром. Фото Георгия АХАДОВА.

Парашют опустил летчика на мягкое весеннее поле целым и невредимым, где его вскоре и арестовали. Для сбора фрагментов подбитого самолета привлекли жителей близлежащих деревень.

Маршрут полета самолета-разведчика.В то время U-2 был супер-секретным самолетом, и поэтому каждая найденная деталюшка представляла повышенный интерес. Впоследствии фрагменты самолета передадут для изучения многим закрытым НИИ и лабораториям, в том числе и в Горьком. Нашим специалистам попали фрагменты “по профилю” радиоэлектроники. Все работы велись в закрытом режиме и, как водится, только узкий круг знал, что же они изучают. Какое заключение дали специалисты, нам неизвестно, но, как ни крути, выводы были не в пользу нашей электроники. Бортовые РЛС советских истребителей включали тогда еще ламповые элементы и каждая грубая или аварийная посадка была чревата выводом из строя аппаратуры.

Зенитная ракета С-75, которой сбили U-2.Неизвестно по какой причине, но фрагменты самолета-шпиона на долгие годы задержались в лаборатории. Хранили их, как и полагается, в сейфе, но со временем секретность с них сняли сами сотрудники, передавая из поколения в поколение научных работников легенду об американских “сувенирах”.

Во времена перестройки завод встал, лаборатория закрылась и весь секретный хлам, накопившийся в ней за долгие годы, был выброшен на заводскую свалку. Туда же могла попасть и эта искореженная деталь, но знатоки давней истории ее “умыкнули”.

Согласитесь, не каждому из вас приходилось держать в руках подобный “сувенир”, за которым не надо ехать в Америку, он сам прилетел.

1 мая 1960 г. На трибуне мавзолея Н. Хрущеву уже сообщили о нарушителе.
Военные атташе зарубежны стран осматривают остатки самолета. 11 мая 1960 г.

Заблудившийся метеоролог

Давно известно, что лучшая защита — это нападение. Через пять дней после того, как был сбит U-2, Национальное управление по аэронавтике и исследованию космического пространства США выдало миру хорошо продуманную и проработанную версию. Оно... обвинило советскую сторону в агрессии против мирного заблудившегося самолета, который выполнял лишь научные исследования.

“Приборы, установленные на самолете U-2, позволяют получить более точные сведения о турбулентности воздуха, конвективных облаках, ветровом сдвиге, струйных течениях и таких широко распространенных метеорологических явлениях, как тайдуки. Национальное управление использует также этот самолет для получения сведений о космических лучах и концентрации некоторых элементов атмосферы, в том числе озона и водяных паров”.

Жители С. Косулино Свердловской области, задержавшие американского летчика Пауэрса. Слева направо: П. Асетин, А. Черемичин, В. Сурин.

Но почему же тогда пилот этого мирного метеорологического голубка имел в своем арсенале пистолет с глушителем, иголку с ядом для самоуничтожения и пачку долларов для подкупа.

Этот вопрос был риторическим. Ответа на него не было получено. Американская и советская стороны бросились атаковать друг друга и, как водится, затоптали всю ту истину, которую предстояло прояснить.

Лишь в 1993 году четырехмесячное расследование, проведенное журналом “Ю.С. ньюс энд Уорлд рипорт”, в ходе которого эксперты и журналисты изучили тысячи рассекреченных документов и свыше 150 интервью с представителями властей США и СССР, установило: разведывательный полет Гарри Пауэрса отнюдь не изолированный инцидент, а верхушка огромного айсберга шпионской деятельности в эпоху “холодной войны”.

Прикрывая инцидент с U-2 легендой о “заблудившемся метеорологе”, американская сторона все-таки вынуждена была признать сам факт нарушения воздушного пространства Советского Союза.

Рассекреченные директивы президента США Дайта Эйзенхаура показали, что 2 июля 1956 года он утвердил план первых пяти разведывательных полетов U-2 над территорией СССР.

Через два дня один из самолетов уже прошел над Москвой, Ленинградом и через Прибалтику вернулся на аэродром в Дисбадене (ФРГ). Летчик доложил, что части советской системы ПВО огня не открывали. С 1956 по 1960 год было зарегистрировано около 30 воздушных разведчиков.

Шпионское снаряжение Пауэрса. Пачки советских денег. Пистолет с глушителем.
Шпионское снаряжение Пауэрса. Пачки советских денег. Пистолет с глушителем.

В “Красной звезде” девять лет назад были опубликованы воспоминания генерал-полковника Юрия Вогинцева, командовавшего туркестанским корпусом ПВО в 1959 году.

“Знакомясь с частями корпуса, я услышал в авиационном полку одну загадочную историю. В феврале 1959 года станция П-30 обнаружила воздушную цель на высоте 20 000 метров. На запросы она не отвечала. Было сделано предположение, что цель вторглась в воздушное пространство СССР. На ее перехват был поднят МиГ-19, пилотируемый командиром эскадрильи. Он сумел разогнать МиГ за счет динамической горки, вышел на высоту примерно 17,5 тысяч метров. Сообщил, что видит над собой выше на 3—4 тысячи метров самолет. Вскоре МиГ стал сваливаться, и летчик потерял цель. Исчезла она и с локаторов РЛС.

Когда пилот приземлился, то доложил результаты своего наблюдения. Он нарисовал самолет, что видел. Крестообразный с большими крыльями. Об этом сообщили в Москву, в Главный штаб Войск ПВО страны. Оттуда вскоре прибыл с группой специалистов командующий истребительной авиацией генерал-полковник авиации Евгений Савицкий. Москвичи долго беседовали с летчиком, анализировали полученные данные. Итог работы комиссии озадачил весь полк: наблюдения пилота, поднимавшегося на перехват “невидимый”, были взяты под сомнение. Савицкий заявил, что летчик выдумал, что наблюдал цель при подъеме, дескать, отличиться захотел, заработать награду. Создавалось впечатление, что у комиссии была твердая уверенность — таких самолетов, которые бы могли несколько часов держаться на высоте 22 000 метров, нет в природе...”

Пауэрс перед судом. 19 августа 1960 г.

Черный “Ангел”

А такой самолет уже был. Будь неверие генерала основой стратегии развития истребительной авиации, оно бы могло дорого обойтись стране. К счастью, авиацию подстраховали конструкторы зенитных комплексов. Создав очень удачную ракету С-75, они надолго отвадят “метеорологов” от полетов над чужой территорией. Но произойдет это после того, как будет сбит U-2.

А до этого очень эффективным был приказ Министра обороны СССР № 0049 от 4 июля 1958 года, предписывающий сбивать нарушителя в случае необходимости. И в этот год были сбиты пять самолетов—разведчиков. В основном это были бомбардировщики, начиненные электронной аппаратурой. Они становились относительно легкой добычей для советских истребителей.

Самолет U-2 был задуман как специальный разведчик для ведения фото- и электронного шпионажа с больших высот. Неожиданно его назвали “Ангелом”, а официально — практичный. При создании применялась технология, которая потом стала основой самолетов-невидимок.>

Американцы, испытывая нашу ПВО, применяли тактику двойного полета. Задание выполняли обыкновенный бомбардировщик и разведчик U-2. Советская сторона реагировала нотой протеста только на обычный самолет, полет

Полет Гарри Пауэрса был тринадцатым появлением U-2 в небе СССР. Крылья его “Ангела” покрыли специальной черной краской, поглощающей радиолучи.

И все-таки он был обнаружен, опознан и сбит.

Нет смысла описывать, как это происходило. Этому событию посвящено много газетных, журнальных публикаций и книг. Остановимся лучше на тех фактах, которые стали известны совсем недавно.

В 1973 году бывший помощник директора ЦРУ Аллена Далеса некто Уайн Джексон написал подробный отчет о деятельности ЦРУ в 1953—1961 годах. Часть этой рукописи рассекречена, но вот что касается полетов U-2, эти 149 страниц до сих пор официально не опубликованы. Однако кое-что американским журналистам удалось узнать.

С помощью черных “ангелов”, летавших на огромных высотах, американские разведывательные службы пытались выявить ракетную мощь СССР. Может быть оттого и засекречена эта часть отчета, что не хотелось бы разведчикам из ЦРУ показывать итоги полетов, которые были не совсем такими, как представлялись.

Что же удалось подглядеть “ангелам” на нашей территории:

5 февраля 1960 года самолет-разведчик U-2 сумел сфотографировать железнодорожную ветку южнее Москвы. Дешифровщики сделали вывод, что это можно считать признаком развертывания межконтинентальных баллистических ракет. Но не было “никакого доказательства их развертывания”.

5 апреля 1960 года была запечатлена испытательная пусковая площадка для ракет в районе Тюратама (Байконура). Но эти данные были в архивах ЦРУ. Они лежали там уже три года. Сравнение показало, что объект непрерывно строится и расширяется. “Это позволило предположить, что готовится второе поколение ракет”, — говорится в отчете.

Пауэрс на своем “Ангеле” стремился к одной важной цели — Плесецку. По неподтвержденным данным, там было место развертывания межконтинентальных баллистических ракет, известных американской разведке как СС-6 или “Сепвуд”. Цели этой Пауэрс не достиг.

“В действительности с помощью U-2 ни разу не удалось сфотографировать развернутую межконтинентальную баллистическую ракету”, — так в отчете подводится итог всем разведывательным полетам.

На многих аэродромах стран, приграничных с СССР, дежурили U-2, ждавшие срочных вылетов, когда в Советском Союзе стартовали опытные образцы ракет. Радиоразведка перехватывала сигналы готовности перед запуском, которые отсчитывались восемь часов. U-2 уходил в полет и снимал сигналы, посылаемые ракетой.

Ракетчики сбившие самолет шпион. М. Воронов и Н. Шалудько. Они удостоены правительственных наград.
Ракетчики сбившие самолет шпион. М. Воронов и Н. Шалудько. Они удостоены правительственных наград.
Летчик С. Сафронов поднявшийся на МиГ-19 перехватывать самолет-шпион был сбит своей же ракетой. Он был награжден орденом Красного Знамени посмертно.

Советская сторона этого не знала, пока 31 января 1958 года газета “Нью-Йорк таймс” не опубликовала статью, где рассказывала о слежении за советскими ракетами. Там,  в частности, и говорилось, что “Вашингтон руководствуется радиосигналами отсчета времени перед запуском ракет”.

И тогда готовность сократили до четырех часов. Больше самолеты-разведчики U-2 с аэродромов не взлетали.

Казалось бы урок, полученный 1 мая 1960 года, должен был пойти впрок. Официально программа систематических разведывательных полетов над СССР была прекращена. Но самолеты-разведчики продолжали выполнять задания по разведке Вооруженных Сил СССР без нарушения границы, хотя случалось и это.

25 мая 1960 года был сбит самолет-разведчик ВВС США Си-47, 1 июля такая же участь постигла RB-47.

В наших газетах стали уже извещать об этих инцидентах “Сообщениями ТАСС”. Именно в те годы родилась фраза, которая стала крылатой.

Как правило, сообщения ТАСС были расплывчаты и непонятны. “Наши истребители атаковали нарушителя...” Что же дальше? Сбит? Нет, “ушел в сторону моря”.

Где бы ни происходило это — на севере страны, на юге, на востоке — самолеты-нарушители “уходили в сторону моря”.

Приказ Министра обороны СССР за № 0049 действовал безотказно. В дальнейшем мы познакомим вас  с теми, о ком мы не знали и в те годы, — с летчиками, вступавшими в воздушные поединки, из которых они выходили победителями, но бывало, что ценой своей  жизни. Все было в войне, которая звалась “холодной”...

 

Вячеслав Федоров

 

На снимках:

  1. Самолет-разведчик “Локхид” U-2.
  2. А это небольшая частичка от него, которая теперь является всего лишь сувениром. Фото Георгия АХАДОВА.
  3. Маршрут полета самолета-разведчика.
  4. Зенитная ракета С-75, которой сбили U-2.
  5. 1 мая 1960 г. На трибуне мавзолея Н. Хрущеву уже сообщили о нарушителе.
  6. Военные атташе зарубежны стран осматривают остатки самолета. 11 мая 1960 г.
  7. Жители С. Косулино Свердловской области, задержавшие американского летчика Пауэрса. Слева направо: П. Асетин, А. Черемичин, В. Сурин.
  8. Шпионское снаряжение Пауэрса. Пачки советских денег. Пистолет с глушителем.
  9. Пауэрс перед судом. 19 августа 1960 г.
  10. Ракетчики сбившие самолет шпион. М. Воронов и Н. Шалудько. Они удостоены правительственных наград.
  11. Летчик С. Сафронов поднявшийся на МиГ-19 перехватывать самолет-шпион был сбит своей же ракетой. Он был награжден орденом Красного Знамени посмертно.
 
 
1, 2, 3, 4
 
     
   
 
РЕКЛАМА
Проголосуй за Рейтинг Военных Сайтов! Яндекс.Метрика