1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10 –
 
 

Неизвестный Чкалов:

РАССТРЕЛЬНЫЙ КОНСТРУКТОР

(Часть II)

Лучший довоенный советский истребитель, первоначально имевший заводской индекс ЦКБ-12, рождался… нелегально. Авиаконструктор Николай Поликарпов строил его по личной инициативе и по договоренности с начальником ВВС Яковом Ивановичем Алкснисом. Ни в одном перспективном плане развития военно-воздушных сил новый самолет не числился.

Для Поликарпова конструкция ЦКБ-12 была необычна. До него он строил бипланы — самолеты с двумя крыльями. Это же был моноплан. Конструктор упросил Алксниса не торопить его. Опыта строительства таких самолетов Поликарпов не имел, а срываться на неудачу он не мог. Еще свежи были воспоминания о работе за тюремной стеной.

Яков Иванович понял его и не торопил, хотя соблазн включить в план новую машину был велик.

Работа над самолетом шла довольно быстро, и пора было думать о летчике, который бы начал испытания. В один из дней Поликарпов пригласил к себе Чкалова и показал ему чертежи нового самолета. Летчик долго и молча разглядывал листы ватмана и неожиданно сказал:

Великолепно задумано. За эту машину я готов драться, и прежде всего с вами, если затянете ее выпуск.

Когда истребитель уже обрел реальные черты, Чкалов приходил в цех и подолгу просиживал в кабине, обживая ее.

Первые пробежки по взлетной полосе показали, что самолет норовист, удерживать его на разгонной прямой трудно, движения летчика должны быть точными. К тому же машина боится резких торможений, может клюнуть носом и перевернуться.

Замечания летчика-испытателя прибавили хлопот инженерам.

День первого взлета назначили на 31 декабря 1933 года. Ничего удивительного в этом не было. Последние дни года всегда славились авралами. К тому же о рождении нового самолета, который поменял свой заводской индекс на серийный — И-16, пора было докладывать высокому начальству.

Полет прошел удачно, но все, кто был в тот день на аэродроме, понимали, что с самолетом предстоит повозиться. Чкалов был полон оптимизма и подбодрил разработчиков:

— Машина — дело, летать научим!

Он интуитивно понимал, что лучшего истребителя, чем тот, который только что родился в ОКБ Поликарпова, в мире еще нет. Драться за него — дело чести летчика-испытателя.

А то, что самолет “трудный”… Так ведь и технических задач в одной модели решалось много: самолет должен быть скоростным, хорошо вооруженным, с большим потолком полета, с предельной дальностью, легким, удобным в пилотировании, переносящим большие нагрузки.

К тому же это был первый истребитель с убирающимися шасси. Из-за них Чкалов не раз попадал в трудные ситуации: то не выходило одно колесо, то оба. Намучившись, Поликарпов готов был уже закрепить их намертво и снять все заботы. Но тогда самолет терял в скорости.

Слух о неполадках дошел до наркома тяжелой промышленности Серго Орджоникидзе. Он вызвал конструктора и летчика-испытателя в Кремль. Поликарпову дано было время на анализ итогов испытаний и коренную переделку механизма уборки шасси. Чкалов был полностью согласен с этим решением.

В это же время стало известно, что у И-16 появился самолет-соперник в Германии. Тактико-технические данные созданного там истребителя “Мессершмитт-109” тщательно скрывались, но кое-что стало известно разведке. Скорости советского и немецкого истребителей были примерно равными, вооружение тоже, а вот в маневренности И-16 выигрывал. Это скажется потом, в боях. А тогда Чкалов настоял, чтобы испытательную работу построили на выявлении возможностей нового самолета.

Когда подошло время сдачи нового самолета в серийное производство, правительственная комиссия была “за”, “против” было… Управление ВВС Красной Армии. Там считали, что на И-16 могут летать лишь опытные летчики, а таковых в стране насчитывалось еще мало.

Чкалов было возразил, но его вмиг успокоили:

Дорогой Валерий Павлович, вы и на палке сможете летать, а в армии служат простые летчики.

Кроме того, был еще один козырь, против которого возражения Чкалова были бессильны. Существовало мнение, что И-16 не будет выходить из штопора. Даже расчеты ученых Военно-Воздушной академии подтверждали это. Главный конструктор дрогнул, готов был уступить и отказаться от своего детища.

Но ведь И-16 на штопор не испытывали, побоялись рискнуть, а это последний шанс.

Чкалов настоял на испытаниях. Ему с трудом разрешили, но взяли слово, что при первой же опасности он покинет машину. Слово Чкалов дал.

Штопорить он начал с двух тысяч метров. Витки вправо — выход, витки влево — выход…

Снизил высоту до тысячи метров. Машина слушается летчика и легко выходит в горизонтальный полет. Какие еще нужны доказательства? И-16 пошел в серию.

1 Мая 1935 года Чкалов провел свой “ишачок” над Красной площадью, завершая воздушный парад.

На следующее утро все газеты отметили полет нового истребителя и упомянули имя пилота.

А через три дня Чкалова и Поликарпова наградили орденами Ленина.

Все лето шли войсковые испытания нового истребителя. Вел их молодой летчик старший лейтенант Антон Губенко. Это был “простой” строевой летчик, служивший в одной из подмосковных эскадрилий. На И-16 ему предстояло выполнить 600 фигур высшего пилотажа и произвести 200 взлетов и посадок. За эти испытания Антон Губенко тоже получит орден Ленина.

Сам же Чкалов будет демонстрировать И-16 в Качинской авиационной школе. След об этих полетах отыскался в старой газете:

“Курсанты, да и не только курсанты, но и искушенные в авиации инструкторы и техники, затаив дыхание и не отрывая взглядов от вращающегося самолета, с нескрываемым восхищением на лицах следили за полетом Чкалова.

Выполнив каскад петель, бочек, иммельманов, переворотов и боевых разворотов, Чкалов низко пронесся над стоянкой самолетов. Пилотаж закончился. Развернувшись на 180 градусов, он стал пикировать на посадку через ангары и приземлился у самого посадочного "Т".

Самолет прижился в войсках. Скоро ему пришлось встретить войну. Случилось это в Испании… “Моска”, “Мошка” — так назовут его на далекой земле. Доведется ему встретиться в бою и со своим основным соперником —  истребителем Ме-109. Чкалов прикидывал возможности такой встречи и надеялся, что И-16 выйдет победителем. Выходил, но победа была в руках летчика.

Чкалов хотел сам проверить И-16 в бою, но все заявления о посылке в Испанию имели одну резолюцию — “отказать”. Не отпустили Чкалова и на другую войну — с японцами у озера Хасан и реки Халхин-Гол. Он только узнал, что здесь на И-16 совершен таран японского истребителя. А нанес смертельный удар пилот Антон Губенко.

Самолет И-16 намного пережил Чкалова. В первые месяцы Великой Отечественной войны боевые летчики будут получать истребители, в формулярах которых значилось: “Самолет испытан. Годен к эксплуатации в строевых частях ВВС”. И подпись: “В. Чкалов”.

Лишь в марте 1943 года последний И-16 выйдет из войны.

Пять лет работал Валерий Павлович Чкалов в КБ Н. Поликарпова. Что было сделано за это время? Испытан самолет И-15, на котором летчик Владимир Коккинаки установил рекорд высоты — 14 575 метров. ВВС получили 674 такие машины.

И-16 находился в серийном производстве семь лет, и за это время было построено 9450 машин различных модификаций.

Не будем забывать еще об одном самолете — И-153 (“Чайка”). Авиационные части получили 3437 таких самолетов.

Несмотря на послерасстрельный триумф “короля истребителей” Поликарпова, Сталин продолжал недолюбливать его и всегда относился к нему сдержанно и холодно. Почему же так? Казалось бы, окрыленный после тюремной встречи конструктор, по сути дела, целое десятилетие обеспечивал страну хорошими истребителями. Кроется ли здесь какая-нибудь загадка? Кроется.

За глаза Сталин называл Поликарпова “крестоносцем”. Николай Николаевич был сыном священника и не собирался отказываться от своих религиозных убеждений. Сталин, вероятно, знал, ему не могли не докладывать, что известный конструктор иногда заказывает молебны в Елоховском соборе. Присутствующие на аэродроме могли замечать, как он украдкой крестит летчиков, уходящих в полет на новой машине.

Сталин не раз с подозрением спрашивал начальника ВВС Якова Алксниса:

Вы, как начальник ВВС, верите этому крестоносцу?..

Кто знает, может быть, Сталин не мог простить человеку твердости его убеждений. Ведь сам-то он постарался забыть о своем “крестоносном” прошлом.

 К сожалению, после гибели Чкалова и еще двух летчиков на новом истребителе И-180 Поликарпов был надломлен. Коллеги тут же постарались растащить его конструкторское бюро. На совещаниях в Кремле уже открыто звучало, что Поликарпов “выдохся”.

Конечную его судьбу решил Сталин:

Даже если забыть о заслугах Поликарпова в области истребителей, а этого забывать нельзя, — он построил нам У-2. Пятнадцать лет мы готовим летные кадры на его машине.

Самолет первоначального обучения У-2, а впоследствии По-2, строился до 1959 года. За это время было выпущено более 40 тысяч машин, на которых подготовлено более ста тысяч летчиков.

Николая Николаевича Поликарпова не стало в 1944 году. Имена авиаконструктора и его летчика-испытателя в истории советской авиации неразделимы.

Вячеслав Федоров

На снимках:

  • В. Чкалов (крайний слева) и Н. Поликарпов (третий справа) после награждения орденами Ленина.
  • Вот так выглядит И-16 в полете. Летающие экземпляры этого самолета сохранились в… Новой Зеландии.

Снимки взяты с сайта: http://www.airforce.ru/articles/wanaka/wanaka.htm

 
 
1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10 –
 
     
   
 
РЕКЛАМА
Проголосуй за Рейтинг Военных Сайтов! Яндекс.Метрика