Неизвестный Чкалов: СТАЛИНСКИЙ СОКОЛ
До 1953 года Чкалова иначе, как “Сталинский сокол”, и не
называли. Если подойти к памятнику летчику, стоящему на волжском откосе, и
внимательно рассмотреть пьедестал, то под словами “Валерию Чкалову - великому
летчику” можно рассмотреть метки, будто когда-то в этом месте крепились
какие-то буквы. Так оно и было. После смерти Сталина, когда начали избавляться
от его культа, буквы, составлявшие надпись “Сталинскому соколу”, сбили.
Но таковым Валерий Павлович Чкалов остался в газетных и
журнальных публикациях той поры.
Свое знакомство с вождем страны и народов мира Чкалов ярко
описал в своей книге “Высоко над землей”, которую адресовал детям.
“2 мая 1935 года я стоял на аэродроме, вытянувшись “в
струнку”, спиной к мотору моего любимого самолета. Лучшие наши конструкторы и
летчики выстроились для встречи.
Мы дружно ответили на приветствие первого маршала, наркома
обороны товарища Ворошилова. Рядом с ним шли Сталин и Орджоникидзе.
С волнением смотрел я на вождя народов, приближавшегося ко
мне. Я увидел, как Климент Ефремович показал на меня товарищу Сталину. Они
остановились. Полуденное солнце освещало их.
Иосиф Виссарионович поздоровался со мной и начал задавать
мне вопросы. Мне показалось, что это говорит давно знакомый товарищ.
Расспрашивая меня о моей работе, товарищ Сталин показал большое знание авиации.
Очевидно, Ворошилов уже рассказал ему о моих воздушных
приключениях, потому что Иосиф Виссарионович спросил меня:
— Почему вы не пользуетесь парашютом, а обычно стараетесь
спасти машину?
Я объяснил, что летаю на опытных ценных машинах, которые
надо беречь во что бы то ни стало. Во время испытания мысль направлена к тому,
чтобы благополучно довести машину до земли.
- Ваша жизнь, — сказал товарищ Сталин, — дороже нам любой
машины. Надо обязательно пользоваться парашютом, если есть в этом нужда!”
Среди авиаторов всходил свой культ Сталина. Его стали
называть “лучшим другом летчиков”, а после очередного посещения аэродрома -
вождем, все газеты публиковали снимки, где Сталин был запечатлен с пилотами.
“Отеческая” забота Сталина о летающих людях сводилась к
парашютам. Он возмущался, когда летчики отказывались покидать гибнущую машину и
пытались спасти ее. “Лучше построить много новых самолетов, чем губить
летчиков”.
Сталин буквально гипнотизировал авиаторов. Георгий Байдуков
в те годы писал:
“Товарищ Сталин поразил меня своими исключительно глубокими
знаниями авиационных вопросов. Слушая товарища Сталина, я думал, каким
разносторонним умом обладает этот человек, если он в совершенстве знаком со
сложнейшими отраслями авиационной промышленности и деталями самолета”.
О государственной заботе Сталина об авиации высказался в
своей речи его ближайший друг и соратник Лазарь Каганович:
“Если есть страна, где передовая творческая техническая
мысль быстро выходит из стен лабораторий и быстро претворяется в жизнь, где
действительно мощными темпами растет авиация, — это наша страна. Но нельзя ни
успокаиваться, ни зазнаваться, этому учит наш вождь товарищ Сталин.
Мы наблюдаем каждый день работу товарища Сталина в области
авиации, его заботу об ее людских кадрах, можем без какого бы то ни было
преувеличения сказать, что создателем и творцом нашей советской авиации, как ее
материальной части, так и ее кадров, является наш учитель и руководитель
товарищ Сталин".
Чкалов был наивен, как и вся страна. Он действительно
воспринял вождя, как давно знакомого товарища.
Но майское знакомство 1935 года было все-таки мимолетным.
Это на Чкалова Сталин произвел неизгладимое впечатление, а запомнился ли
Сталину Чкалов?
Запомнился. Именно он разрешил Чкалову, Байдукову и Белякову
лететь на Камчатку и сам предложил маршрут. На борту самолета АНТ-25 так и
начертали - "Сталинский маршрут".
После перелета Сталин встречал экипаж Чкалова на аэродроме в
Москве.
Чкалов, как и положено, начал доклад о завершении задания,
но неожиданно оборвал официальный рапорт, шагнул к Сталину, сгреб его в мощные
объятия и троекратно поцеловал:
— Да что там, отец родной, мы выполним любое задание партии…
Когда "официальная" часть встречи закончилась и
начался оживленный разговор о перелете, Чкалов вдруг увидел в группе
фоторепортеров знакомого человека.
— Анисим, подойди, сделай снимок на память!
По какому-то неведомому знакомству на аэродроме оказался
вездесущий репортер из Горького Нисон Михайлович Капелюш. Охрана держала
репортеров на почтительном расстоянии. Право съемки вождя имели только фотокорреспонденты
центральных газет. В этих изданиях ретушеры умели править лицо Сталина, побитое
оспой. А тут провинциальный фотограф! Охрана мгновенно перекрыла ему ход, да он
и сам не смел сделать ни шага. А
потом вдруг расступилась, и, как рассказывал Нисон Михайлович, он на ватных,
полусогнутых ногах сделал несколько шагов, пока видоискатель фотоаппарата не
заполнился фигурами Сталина и Чкалова: нажимал, перематывал пленку, нажимал…
Позже пленку пришлось перепроявлять. От волнения фотограф забыл поставить
выдержку. Но кадры получились. Один из них вы видите.
Александр Васильевич Беляков, штурман экипажа, вспоминал,
что в отношениях Чкалова и Сталина не было панибратства. Чкалов остро
чувствовал ситуацию, и все его "недопустимые выходки" были к месту. И
даже то, что он обращался к Сталину на "ты", никого не коробило. Ведь
по возрасту Сталин годился ему в отцы, и чкаловское "ты" было
наполнено уважением и теплотой.
Как-то на банкете в Кремлевском Дворце по случаю приема
летчиков Сталин подошел к Чкалову и сказал:
- Хочу выпить, Валерий Павлович, за ваше здоровье.
Чкалов мгновенно среагировал:
- Спасибо, оно у меня и так прекрасное. Давай лучше, Иосиф
Виссарионович, выпьем за твое здоровье.
Острый взгляд летчика тут же отметил, что в рюмке Сталина
"минералка" — уж больно пузырится. Чкалов взял из рук Сталина рюмку и
заменил ее большим бокалом с водкой. Второй бокал взял себе:
- Давай, Иосиф Виссарионович, выпьем на
брудершафт!
Вышколенная сталинская охрана испытала шок — ни в одной
инструкции эта ситуация не была предусмотрена.
Зал разразился бурными аплодисментами. Сталин лишь пригубил
бокал, а Чкалов осушил его полностью, после чего еще последовали знаменитые
чкаловские поцелуи.
В газетных отчетах пресса об этом незапланированном действе,
естественно, умолчала. Со Сталиным все должно быть чинно.
Никто не писал и о приемах Сталиным знаменитой тройки
чкаловского экипажа на даче в Сочи. Там шел разговор о будущем перелете через
Северный полюс в Америку. Кандидатами на полет были два экипажа — Чкалова и
Громова. За Громовым была уверенность в исполнении задания. Он самолет АНТ-25
испытывал, установил на нем рекорд дальности — и вообще, это был уже опытный и
признанный летчик. Но в то же время он отличался чопорностью и педантичностью.
Для рекордов это, может быть, и хорошо, а тут надо показать этим американцам
русского человека. Видимо, там, на сочинской даче, Сталин и решил, кто полетит
первым.
А будущий командир экипажа в это время под хмельком
подремывал в кресле, так и забыв закусить после очередной рюмки коньяку.
Георгий Филиппович Байдуков вспоминал, как Чкалов приглашал
Сталина к себе на Волгу:
“Иногда Сталин ставил на патефон пластинку с записью хора
Пятницкого. Помню задушевное исполнение песни:
Дорогой товарищ Сталин,
Приезжайте в гости к нам…
Приезжайте, отдохните.
Всем колхозом просим Вас.
- Вот и у нас на Волге так же поют, — прервал молчание
Чкалов. — И впрямь, отец родной, когда ты отдыхаешь? Поехали ко мне на
Волгу-матушку в Василево. А что?
Сталин характерным жестом расправлял усы, и в уголках
темно-карих глаз собирались веселые лучики беззвучного смеха:
— А комары нас не заедят?"
Вот такими лубочными красками рисовались картины дружбы
вождя и летчика. Мы выбрали из них те, о которых было рассказано гораздо позже,
но в красках тех лет. А между тем открытый, как говорят летчики, "миллион
на миллион", горизонт заволакивали тучи.
Передовые статьи в "Вестнике Воздушного Флота" —
непременном чтении каждого летчика — заканчивались на одной ноте:
"В ответ на происки врагов — фашистов-шпионов — Красная
армия и ее Военно-воздушные силы еще теснее сплотились вокруг партии Ленина —
Сталина. Очистив свои ряды от всякой скверны, беспощадно выкорчевывая
вредителей и диверсантов, троцкистско-бухаринских шпионов и убийц, засылаемых в
СССР капиталистическими странами, непобедимая Красная армия стала еще могучее и
боеспособнее".
В стране, окруженной внешними и внутренними врагами, трудно
заметить, что ты уже втянулся в эту борьбу. Чкалов и не заметил…
Вячеслав Федоров
- Сталин встречает экипаж Чкалова после перелета на остров
Удд. Лето 1936 года. Фото сделано горьковским фоторепортером Нисоном Копелюшем.
- Портреты Сталина и Чкалова на митингах всегда соседствовали.
Символ власти и мужества.