ГДЕ БЫЛИ “ЧЕРНЫЕ АКУЛЫ”?
(Часть I)
В конце прошлого года, если вы помните, по всем центральным телевизионным
каналам прошло сообщение о том, что в Чечню направлены новейшие вертолеты огневой
поддержки Ка-50. Американские спецы, узнав в свое время о рождении на фирме Камова
нового вертолета и изучив его возможности, дали ему прозвище “Оборотень”. Мы же
узнали о Ка-50 из рекламно-художественного боевика “Черная акула”. С тех пор прижилось
именно это название.
О “Черной акуле” писали и говорили много. С этим вертолетом связывали надежды
в первую чеченскую войну. Как оказалось, напрасно. Ждали его появления в Дагестане,
куда вторглись отряды чеченских боевиков и где так были необходимы точные ракетные
залпы. И вновь ожидание было напрасным.
С “Черными акулами” что-то творилось. Журналисты спрашивали у военных: когда
Ка-50 окажутся в Чечне? Ответы были, как всегда, односложно таинственными: скоро!
И вот Ка-50 отбывают в Чечню. Смогут ли “Черные акулы” переломить ситуацию в горах?
Должны. Нам так много говорили о боевых возможностях вертолета, что мы поверили
в его всемогущество.
Но прошло уже достаточно времени, а о “Черных акулах” так ничего и не слышно.
Странно все это.
Попробуем вернуть время. Это можно сделать, полистав газеты и побродив по
военным сайтам Интернета. Что там сообщалось о “Черных акулах”? Есть ли причина
засекречивать действия наших вертолетов в Чечне? Нам казалось, что, наоборот,
надо больше об этом писать и говорить. Наивные мы люди...
Шапками закидаем
Нижегородцы, пожалуй, были первыми, кто “вживую” увидели Ка-50. Вертолет показывали
на традиционной осенней экспозиции Нижегородской ярмарки в разделе вооружения.
Два дня горожане и специалисты, прибывшие из разных стран мира, могли наблюдать
за уникальными демонстрационными полетами нового супервертолета.
В анархии перестройки, когда был разрушен авторитет армии, вдруг появляется
машина будущего... Значит, не все потеряно.
Примерно в это же время звучит заявление министра обороны, что с непокорностью
Чечни можно справиться одним парашютно-десантным полком. Вполне возможно, если
наших парней поддержат с воздуха вот такие боевые машины, способные поражать цели
величиной с хоккейную шайбу.
Действительность случилась кровавая. В день рождения того самого лихого министра
в Грозном полегли сотни бойцов, штурмовавших город, а на улицах горела бездарно
брошенная в бой бронетехника.
И позже, после Грозного, войска наступали под прикрытием “крокодилов” – безнадежно
устаревших и легкоуязвимых Ми-24 и Ми-8, похожих из-за сплошного остекление кабины,
скорее на елочные игрушки, чем на боевые вертолеты.
Попытка закидать Чечню шапками провалилась. Огромная вооруженная армия так
и не справилась с повстанческими войсками Ичкерии. Пришлось отступать и подписывать
позорный мир.
Вы не почувствовали в те дни некоего раздвоения сознания? Вот нам показывают
кадры очередного мирового авиашоу, где участвуют наши самолеты и вертолеты. Что
они творят в небе! Как мастерством летчиков восхищаются зрители!
И вот Чечня. Старая техника, старые приемы боя, старые самолеты, “вертушки”,
которыми восхищались еще в начале 70-х.
Чечня и авиашоу. Тут волей-неволей произойдет раздвоение.
А генералы наперебой заявляют, что армия обязательно испытает в Чечне самое
новейшее оружие, и нам показывают какой-то суперснаряд, способный пробивать то,
что не под силу обычному снаряду. Сколько таких “супер” было выпущено в “белый
свет, как в копеечку”... Так чеченцы и ждали, когда их будут расстреливать этим
чудом военной мысли.
После первой чеченской войны в специализированных изданиях появилось много
статей аналитиков, пытавшихся обобщить опыт ведения этой войны. С каким остервенением
встретили их эшелоны военной элиты! Войны никогда не были у нас предметом широкого
обсуждения, а тут...
Среди всех этих статей много написано и об авиации. Но, сколько бы вы ни вчитывались
в них, вам не удастся найти ни единой строчки, где бы упоминалось о “Черных акулах”.
Этих вертолетов небо Чечни не видело.
Потом началась вторая чеченская война. И вновь речь зашла об участии Ка-50
в боевых действиях. Пока военные принимали решение, боевики сбили 30 наших “вертушек”.
Пришла пора “селектировать”
Указ о принятии на вооружение вертолета Ка-50 президент России Борис Ельцин
подписал в 1994 году. Это произошло незадолго до чеченской войны, и еще существовавшая
в то время авиационная промышленность могла не успеть "наклепать" боевых
машин в достаточном количестве. Но, как оказалось, никто и не бросился сломя голову
исполнять указ. Роспись на бумаге без финансирования оказалась не способна запустить
механизм исполнения.
Вертолет Ка-50 был очередным “долгостроем”. Фирма Камова приступила к его созданию
в 1977 году. В 1982-м начались испытания.
Ка-50 задумывался как вертолет XXI века, и в нем решались десятки уникальных
инженерных задач. Корпус вертолета был необычен, он походил на самолет. Бросалось
в глаза отсутствие заднего рулевого винта. Как показала война в Афганистане, вертолеты
становились легкой добычей, достаточно было автоматной пулей повредить систему
управления этим винтом.
Для пилота вертолета сделали бронированную кабину, да еще и катапультное кресло
– шанс спасения жизни двойной. Вести машину помогала электроника, разработанная
авиационными фирмами Микояна и Сухого. Была предусмотрена даже такая “тонкость”:
при атаке на определенную цель пилот мог переключать питание пушки.
Чтобы в бою пилоту не отвлекаться на снятие информации с приборов, было предусмотрено
размещение всех необходимых показателей на индикаторе лобового стекла.
Согласитесь, такая машина внушает надежду.
Больше того. Военное ведомство выдало информацию о тех боевых машинах, которые
направлялись в Чечню:
“...Ка-50 оборудованы тепловизорами, что позволяет организовать их применение
в условиях ограниченной видимости, тумана, а также в ночное время. Кроме того,
данные боевые машины оснащены аппаратурой, способной опознавать и селектировать
цели, что исключает случайное нанесение удара по рейдовым группам спецназа, действующим
автономно от основной группировки российских войск. Выдачу целеуказаний на вертолеты
будут осуществлять части радиоразведки и радиоэлектронной борьбы, использующиеся
для вскрытия сетей связи и управления политических и военных лидеров чеченских
сепаратистов”.
И дальше шло самое главное, о чем думали мы, мирные обыватели, оплачивая затянувшуюся
войну:
“Федеральная служба безопасности России не смогла в реальном масштабе времени
установить текущее место пребывания главных лидеров чеченских сепаратистов и организовать
их захват. Для решения задач по их нейтрализации теперь будет сделан упор на широкое
использование технических средств, и в первую очередь – новейших российских вертолетов
Ка-50”. Не поэтому ли наш сегодняшний президент отдал приказ возглавить боевую
операцию начальнику ФСБ России? Все продумано. До этого боевиков просто перемалывали,
загоняли в горы, и теперь, когда им некуда деться, пришла пора их “селектировать”.
А главарям Шамилю Басаеву и Хаттабу пора разделить участь Джохара Дудаева.
Нечего губенку раскатывать
Странное это было зрелище. Диктор говорил об отправке в Чечню "Черных
акул", а на экране шли кадры из рекламных роликов, посвященных новой боевой
машине. Ладно, с этим можно смириться. Телевизионщики могли проморгать событие
или их просто не пустили.
Тогда сколько же “Черных акул” ушло в Чечню?
Крепко сидите на стуле? Держитесь! Оказалось – всего... две! В крайнем случае,
три. На аэродроме в Моздоке их даже не маскировали. Но там видели только две машины.
В разговоре с одним летчиком, когда речь зашла о Ка-50, выяснились любопытные
детали:
– О Ка-50 в войсках идут противоречивые слухи. Эта “Черная акула” так намозолила
глаза, а в деле ее никто не видел. К тому же одна машина уже разбилась, погиб
генерал. В авиации этот вертолет принимают крайне настороженно. Раз ты такой умный,
что ж тогда бьешься? Случайность? Конечно, бывает, но... На что этот вертолет
годен? А может, все это лишь кино, рекламные трюки? Заочный предел доверия исчерпан.
Вот его и послали в Чечню. Полетает над войсками, постреляет... Кто там увидит,
что он будет делать в горах? Подвиги ему насочиняют.
Похоже, прав авиатор. “Черные акулы”, оказавшись в Чечне, будто растворились.
Вчерне все это можно объяснить секретностью. Говорят, что террористы в Чечне испытали
глубочайший шок и назначили за уничтожение Ка-50 запредельную цену.
На интернетовском сайте “Кавказ-центр” ни о каком шоке и речи не идет. Там
о Ка-50 даже и не упоминается. Боятся, небось, боевички признаться в трусости,
дрогнули и не признаются. Но что смогут сделать два супер-вертолета в Чечне?
Да почти ничего – так считают летчики. Применение Ка-50 требует иной тактики,
чем применялось прежде. Для этого должны быть задействованы средства воздушно-космической
разведки. Ка-50 наиболее эффективен для нанесения внезапного точечного удара.
Но есть ли сейчас в космосе спутники, работающие на федеральные войска? В последнюю
пару лет несколько пусков ракет со спутниками связи закончились неудачно. Не те
ли это спутники канули в бездну? Вполне вероятно, что и с посылом “Черных акул”
медлили по этой причине. А тут поняли, что ждать уже нечего, так хоть новинку
войскам показать.
Уйдут ли главари бандформирований от точечных ударов “Черных акул”? Уйдут,
даже сомневаться не приходится.
Кстати, давайте вспомним, как убили Дудаева. В этой истории есть любопытные
детали, проливающие свет на движущую силу точечных ударов. От кого они зависят?
Мы наивно полагаем, что от военных...
(Окончание следует)
Вячеслав Федоров