В ЖИЗНИ БЫВАЕТ ТО, ЧТО БЫВАЕТ...
Журналистский блокнот двадцатилетней давности. На страничке пометка: "Встреча
с Героем Советского Союза Сергеем Ивановичем Сафроновым". Он только что переехал
в Горький на постоянное место жительства. Как он сам сказал: "Затосковал
по родной земле". Сергей Иванович поселился рядом с заводом фрезерных станков,
на котором работал перед войной. Здесь же он занимался в аэроклубе. Здесь стал
летчиком.
Сергея Ивановича Сафронова иначе и не называли, как учитель Гагарина. В
его доме было много реликвий, связанных с первым космонавтом. А вот эта фотография,
которую вы видите, была самой памятной. Она сделана незадолго до гибели ученика
— Юрия Гагарина.
Нет сегодня на земле и Сергея Ивановича Сафронова.
В своей книге “Дорога в космос” первый космонавт писал: “Мы знали, что человек
познается в борьбе с препятствиями, и свою любовь и уважение к нашим первым наставникам
в летном деле делили между Мартьяновым (летчик-инструктор. — В. Ф.) и командиром
звена Героем Советского Союза Сергеем Ивановичем Сафроновым... На примерах своей
биографии он стремился показать нам, будущим пилотам, как формируется советский
человек и настоящий летчик. Слушали мы его внимательно: ведь перед нами советский
ас, носитель славных традиций нашей боевой авиации. Он называл нас молодогвардейцами,
много работал с нами, учил чистоте летного почерка”.
Благодарные слова ученика своему учителю.
— Сергей Иванович, а как у вас складывался путь в небо?
— Поначалу трудновато. Первый заход оказался неудачным. Я не прошел... по росту.
Семь сантиметров не хватало. Ноги не доставали до самолетных педалей.
— Огорчились?
— А что тут огорчаться, я-то не виноват, так природа одарила. Но выход был
— спорт. После работы бросался к турнику. По выходным днем обязательно переплывал
Оку. Похлебал водички... Бегал, прыгал, играл в футбол, участвовал во всех заводских
соревнованиях.
В те годы у каждого завода был свой аэроклуб. Во как жили! Так я там всю подсобную
работу делал. И скоро у медкомиссии ко мне претензий не было. Но спорт не только
закалил меня, он развил во мне упорство.
— А почему выбрали авиацию?
— Я был неоригинален. В тридцатые годы каждый хотел летать. Но для кого-то
препятствием было здоровье, а кто-то потом понимал, что не за то дело взялся.
Помню, как в детстве у нашего села Пилекшева, что под Перевозом, сел на вынужденную
посадку самолет. Единым духом все мальчики были на месте посадки. В селе говаривали,
что аэропланами управляют железные люди. Смотрим, и точно: из кабины вылез летчик,
весь блестящий и скрипучий. Я подошел и пощупал упругую кожу пальто. Он мне: “Что
щупаешь, малец?” Смех тоже был человеческий. И рука, которой он погладил мою голову,
была человеческая.
Наивно сейчас все это, но тогда я понял, что летчиком может быть обыкновенный
человек.
— Тот летчик так и остался для вас безымянным?
— Да. Он стал символом, мечтой...
— А с именами как дальше было?
— Однажды к нам в аэроклуб приехал сам Валерий Павлович Чкалов. Он уже был
знаменит, и мы зачарованно смотрели на него. Длинных речей он не говорил, а сразу
предложил полетать с курсантами. В числе отобранных был и я. Слетали. Он меня
похвалил, а на разборе полета разнес мое пилотирование в пух и прах. Как же, думаю,
похвала и тут же разнос? Чкалов в полете заметил столько мелочей... Для уровня
моей подготовки полет был нормальным, летчик говорил мне о будущем. И я тогда
понял, что в авиации мелочей не бывает.
— Сергей Иванович, на фронт вы попали сразу?
— Нет, замучился рапорты писать. Я был инструктором в летном училище под Саратовом.
Наши курсанты оперялись и улетали на фронт, а мы оставались и начинали все сначала.
На наши рапорты начальство отвечало — ждите. Как-то раз я написал рапорт на имя
Ворошилова и отправил простым письмом, бросив его в почтовый ящик.
Эта попытка закончилась разносом и выговором за неуставные действия. Рапорт
был подан через голову начальства.
— И все-таки достучались...
— Мы поняли, что без хорошей замены нам на фронт не попасть, и подготовили
толковых ребят.
На фронт я вылетел на самолете с бортовым номером 13. Видавшие виды летчики
мне сказали: "Ну, Серега, если через десять вылетов не собьют, жить тебе
до ста лет". И вот живу.
— Ваш боевой счет?
— 160 боевых вылетов. 65 воздушных боев. 24 сбитых самолета лично и четыре
в групповых боях. Дважды ранен, дважды контужен. Пролетел с боями от Сталинграда
до Прибалтики. Поднимался по боевой тревоге и после Дня Победы.
— Что же после войны?
— Она мне здоровья не прибавила, и я был списан из военной авиации. Жить обосновался
в Саратове. Что, думаю, делать? Пошел в местный аэроклуб, и меня приняли на работу.
— Сергей Иванович, давайте немного поторопим события. Где вы узнали о полете
Гагарина, в аэроклубе?
— Нет. В этот день я был в командировке. К середине дня какой-то шум. Говорят,
кто-то в космос полетел. Никто толком ничего не знает. Тогда же телевизоры редкостью
были, да и радио не везде имелось. Так до конца дня и не выяснил ничего. Приезжаю
домой. Узнаю имя космонавта — Юрий Гагарин. У нас же курсант был Юрий Гагарин.
Не он ли? Высчитываю — вроде молод. Совпадение, а сам уже в аэроклуб еду. Тут
все в сборе. Ликование. Наш Юрка! Звонки: не забыли своего курсанта? Нет, не забыли...
— Сергей Иванович, признайтесь, вы легко вспомнили своего курсанта или с
трудом?
— Вы знаете, бывает так: проходят группы курсантов, которые забываешь, и вдруг
формируется такая группа, что потом всех помнишь. Учителя в школе это хорошо знают.
Так вот группа, куда входил Гагарин, была очень яркой. Я помню: мы ее с трудом
сформировали. Послевоенные мальчишки были слабенькими, и медики “резали” всех
безбожно. Как командиру звена, мне полагалось знать всех курсантов по имени и
отчеству. А поскольку Саратов был небольшим городом, то многих наших мальчишек
я наблюдал на улицах и в тех учебных заведениях, в которых они учились.
Кроме того мне полагалось сделать с каждым курсантом шесть десятков обязательных
вылетов в зону пилотирования. В полетной книжке Юрия Гагарина, которая сейчас
хранится в музее, шестьдесят моих росписей и проставленных оценок, большинство
из которых “отл.”.
Я не скажу, что Юрий мне запомнился больше остальных. У нас был хороший парень
Миша Соколов. Он был отчислен из аэроклуба за воздушное хулиганство: после удачного
полета с радости позволил себе лишний раз крутануть самолет. Плакал парень, просил
простить... Мы были неумолимы. Позже, когда он стал авиационным инженером, то
подарил мне фотографию и сказал, что он бы поступил точно так же. Значит, не в
обиде на нас.
Толя Овчаров тоже стал летчиком...
Это были парни с характером, упорством... Юра Гагарин отличался мягкостью.
Возможно, общение с этими ребятами его закалило.
У Юры были огромные потенциальные возможности, которые проявились позднее.
А в аэроклубе он был не особенно заметен: легкий, веселый парень, вперед не лез
и сзади не оставался, но и в середине не был.
— Как же так?
— А вот так получалось. Он не ходил в отличниках, и в то же время у него не
было плохих оценок. Были ребята, которые летали лучше его, но он быстро их догонял.
Корреспондентам молодежной газеты мы давали совсем другие кандидатуры, а они снимали
и писали о Гагарине. Как вот это получается, не знаю. Он всегда чем-то притягивал.
Он даже замечания выслушивал с радостью.
Вы поймите, я его нахваливаю не потому, что так сейчас надо. Летчики аэроклуба
должны были хорошо знать характеры курсантов. Одного нужно было поругать, чтобы
он мобилизовался, а другого за это же похвалить, чтобы он поверил в свои силы.
Помню, мне всегда хотелось приобнять Юрия: уж больно он был открытый.
— И что, у него никогда не было трудностей?
— Да сколько угодно! Он ведь учился и в аэроклубе, и в техникуме. Совмещать
две серьезные учебы было трудно. Ему надо было диплом защищать, а у нас полеты.
Спрашиваю летчика-инструктора: “Сумеет ли Гагарин догнать остальных?” И слышу
в ответ: “А он уже догнал”. Оказывается они с инструктором давно продумали, как
выйти из этого положения, и "прихватили" десяток лишних полетов.
Мы отпускали Гагарина на месяц, а вернулся он через две недели. Подначиваю
его: мол, одни тройки в дипломе. А он его смело показывает. Там все пятерки и
лишь одна четверка по психологии. Зачем тогда этот предмет в техникуме был, не
знаю.
История этой четверки имеет продолжение. В авиации существует правило: не вышло
что-то сейчас, сделай так, чтобы вышло, сколько бы времени и сил это ни потребовало.
Четверку по психологии Гагарин не забыл. Позднее он в соавторстве с одним космическим
психологом написал книгу: "Психология и космос".
— Сергей Иванович, как вы думаете, почему именно Гагарин стал первым космонавтом
Земли?
— Это, конечно, счастливая случайность. Но он был к ней готов.
Вот смотрите. Летное училище он окончил с отличием и имел право выбирать место
службы. Он лейтенант, молодой летчик... Одно дело летать на аэродроме в училище,
и другое — в летной части. Для накопления опыта он мог бы выбрать место службы
полегче, а он выбирает Север, где погода может меняться каждый час.
Когда набирали отряд космонавтов, то поставили условие: брать летчиков с Севера
и других "трудных" мест службы. Гагарин оказался именно в таком месте
службы.
— Случай, совпадение...
— Это для постороннего человека. Мир авиации тесен. Начальником нашего аэроклуба
был Григорий Кириллович Денисенко. Он часто рассказывал курсантам о войне. А служил
он под командованием Героя Советского Союза Николая Петровича Каманина — легендарного
летчика, вызволившего со льдины челюскинцев. Каманин позже станет командиром Гагарина
в отряде космонавтов.
В этом отряде Юрий встретится с еще одним человеком, которого уже знал заочно
— с Георгием Тимофеевичем Береговым. Это был сослуживец нашего начальника аэроклуба.
Они в один день стали Героями Советского Союза.
— Сергей Иванович, сколько раз вы встречались с Юрием Гагариным после его
полета?
— Как только он приезжал в Саратов, то каждый раз. Но это были официальные
встречи. Юрия все время куда-то звали, чем-то награждали... Каждый раз мы с ним
фотографировались. Толком поговорить не удавалось. Но я чувствовал, что он не
ограничится одним полетом в космос. Прямо я его об этом не спрашивал, но кое-что
по авиационным каналам просачивалось. Иногда Гагарин надолго исчезал из поля зрения.
Говорили, что он тренируется. Так и было. Он ведь был дублером космонавта Владимира
Комарова, который, как известно, погиб, возвращаясь из полета. Возможно, погиб
бы и Гагарин, замени он Комарова. Сигнал предостережения был дан, но Гагарин его
не принял.
— Это был какой-то рок, как вы считаете?
— А вот это уже не моя компетенция. Я не гадалка. В жизни бывает то, что бывает.
Вячеслав Федоров
Март 1981 года.
На снимках:
- Юрий Гагарин и его учитель по аэроклубу Герой Советского Союза Сергей Иванович
Сафронов.
- Саратовский аэроклуб. Группа курсантов, среди которых и Юрий Гагарин.
- Юрий Гагарин – почетный гость техникума. Январь 1965 года.