ЭТО ВОЙНА, БРАТ!
(Часть I)
Режиссёр фильма устами своих героев назвал вещи своими именами, чтобы мы
поскорее избавились от комплекса вины и неполноценности перед теми, кто нас презирает.
…Небольшой чеченский аул в горах. По улицам расхаживают вооруженные бородатые
головорезы. Вот послышался шум моторов, и в центр аула въехали два грузовика.
С одного из них выбросили двух русских пленных – здоровенного плечистого прапорщика
и худющего контрактника. Руки связаны. К прапорщику тут же подскочили чеченские
мальчишки и начали бить его ногами. Их отогнал один из боевиков. Бандитский главарь
вышел к ним, посмотрел на прапорщика и спросил громко на ломаном русском языке:
- Так это ты мой брат убил?
- Конечно, я, - ответил тот с ненавистью. – И не только его. Я вас, черножопых,
убивал и дальше…
Стоящий сзади прапорщика бандит тут же бросился резать пленному горло,
не давая ему договорить. Главарь подошёл к контрактнику.
- Много дэнэг заработал?
Контрактник упал на колени и со слезами в голосе начал молить:
- Я не успел… Только приехал… Не убивайте. У меня мама…
Его повалили на землю и живому отрезали голову. Один из бандитов поднял
её над головой и радостно заорал:
- Алла акбар!
На земле в последних конвульсиях еще дёргалось тело прапорщика…
Вот с таких жестоких кадров начинается новый фильм режиссёра Алексея Балабанова
«Война». Фильм наверняка вызовет неоднозначную реакцию в обществе, как то было
с предыдущими работами этого питерского режиссёра - «Брат» и «Брат-2», коих либеральная
общественность многих стран мира обвинила в нагнетании межнациональной розни,
великорусском шовинизме и прочих «грехах». Можно себе представить либеральную
истерику по поводу «Войны»!
Как и «Брат-2», фильм строится по сюжету, известному нам из многих русских
сказочных преданий. «Брат-2» – это сказ о том, как солдат Данила в Америку за
правдой ходил. В «Войне» за правдой идёт солдат Иван, чтобы выручить из чеченского
рабства попавших в беду людей…
Сам он тоже бывший раб. Сержант Иван Ермаков, родом из сибирского города Тобольска,
попал в плен после боя, в котором погибло всё его отделение. Главарь боевиков
Аслан Гугаев не убил его сразу после пленения только потому, что парень знал компьютерную
технику (Гугаев питал слабость к новейшим системам связи). Сначала их было только
двое рабов – Ермаков и рядовой из Нижнего Новгорода Федька Кулик. Затем привезли
ещё прапорщика с контрактником и двух британских актёров Джона и Маргарет, захваченных
в Грузии, куда те приехали играть пьесы Шекспира. Прапорщика и контрактника показательно
зарезали, как режут скот, а британцев присоединили к Ермакову с Куликом. Вскоре
они оказались в одной яме с раненым капитаном Медведевым, которого сыграл Сергей
Бодров.
После нескольких месяцев издевательств Гугаев освободил наших солдат и англичанина
Джона. Солдаты должны были убедить наши правоохранительные органы, арестовавшие
гугаевского племянника, чтобы они обменяли его на капитана Медведева. А Джон должен
был собрать два миллиона фунтов стерлингов и выкупить оставленную у Гугаева актрису
Маргарет, на которой собрался жениться. Наши власти остались равнодушны к информации
о Медведеве, а Джону ничего не удалось сделать у себя в Англии. Собрав чуть больше
200 тысяч фунтов, он приехал в Россию, нашёл в Тобольске Ермакова и попросил о
помощи.
Иван с англичанином отправились в Чечню, где после долгих приключений разгромили
базу Гугаева и освободили пленных. В последний момент к ним на помощь пришли российские
вооруженные силы…
Впрочем, сила «Войны», конечно, не в сюжете, а в самой философии фильма, показавшего
то, о чём до сих пор стесняются говорить наши общественные деятели и официальные
лица.
Восток – дело тонкое и жестокое
Наша пропаганда изо дня в день старается внушить нам, что чеченский народ сам
является жертвой собственных бандитов, что так называемое мирное население не
имеет к бандитским зверствам никакого отношения. Об этом и кинофильмы были сняты
– слащаво-романтичный «Кавказский пленник» и примитивные «Убойная сила» с «Мужской
работой».
Но ещё в первую чеченскую войну теперь уже бывший начальник Центра общественных
связей ФСБ России Александр Михайлов говорил, что процесс криминализации поразил
почти всё чеченское общество. Наши, возвратившиеся из чеченского плена, рассказывают,
что в издевательствах над пленными участвуют не только боевики, но даже дети.
Это показали в «Войне». Детишки пинают рабов, а седобородые аксакалы одобрительно
кивают головами, когда пленным режут горло.
Наиболее откровенно отношение чеченцев к русским высказал бандитский главарь
Аслан Гугаев. Его разговор с Иваном Ермаковым состоялся сразу после казни прапорщика
и контрактника.
«Иван: - Когда же война кончится?
Гугаев: - Когда все русские на сэвэре жить будут. Ви же бэлый. У вас там
Бэлое море, а мы чёрный и море Чёрный.
Иван: - Пацанов за что?
Гугаев: - Я этого «куска» три года искал. Тридцать тысяч долларов свои отдал,
чтобы найти. Он брата маего расстрэлял. Я его в Ростове нашёл. Он ещё много мусульман
правоверных убивал.
Иван: - А салагу?
Гугаев: - А каму такой нужен? Контрактник. За водкой пошёл. Война идёт.
А он пост бросил… Хорошо это, Иван?
Иван: - Нет.
Гугаев: - Все делятся на пастухов и баранов. Кто даёт сэбя рэзать – баран.
Иван: - Русские?
Гугаев: - Есть срэди вас луди. Я под Верхоянском видэл одного. На зоне.
В законе. Сильный, как нохча. Если бы такие Россией управляли, могли бы война
победить. Но такие мало у вас. Ви глюпые, ви слабый. Правят вами дураки… Украина
отдали, Казахстан… Полстраны отдали, просто так. Скоро Дальний Восток китаец заберёт.
Вот ви со мной воюете. А у меня в Москве гостиниц, три ресторан, четыре бригады.
Питер, Москва, Самара. Я русских дою, как коз. А ви мне с бюджета дэньги даёте…
Ти знаешь, почему плёхо воюешь? Не знаешь? Потому что ти не за Родина воюёшь.
А воюешь потому, что тебя пригнали, как баран… А я вот предков своих до седьмого
колена знаю. Я потомок мюрида Хаджи-Кази. Он 150 лет назад ваши рэзал… Это моя
зэмля… Я буду чистить её от собак невэрных. Пока до Волгограда ни одного русского
не останется. Понял?»
Гугаев – личность колоритная. Он не только умеет рассуждать, но и проявляет
незаурядные качества психолога. Психолога-рабовладельца. В фильме ярко показано,
как ломают людей, попавших в рабство. Одних бьют и убивают на глазах других. Рабов
держат в глубоких ямах-зинданах, под палящим солнцем и проливным дождём. Специально
для англичан зверски зарезали двух военнопленных, а потом ещё отрезали палец еврею-коммерсанту
из Владикавказа по приговору «шариатского суда». Во время экзекуции Гугаев лично
зачитал приговор:
«По шариату признать законным для дальнейших боевых дэйствий, пока ви, евреи,
нэ будэте платить, ми будэм отрезать вам пальцы».
Рабовладение, бизнес на рабах – одно из составляющих чеченской экономики. Иван
сразу после освобождения рассказал подошедшей к нему журналистке:
«- Мы были не «коммерческие». Рабы, короче.
- А за «коммерческих» сколько дают?
- По-разному. В Шатое биржа есть. Там цены сильно скачут. Купить – одно,
а заказать – совсем другое».
Причем вовлечены в это дело не только те, кто напрямую связан с бандитами.
В фильме показан ещё один яркий чеченский персонаж, «мирный» пастух Руслан Шамаев.
Его Иван и англичанин Джон после возвращения в Чечню захватывают в качестве проводника
в лагерь к Гугаеву. Допрос Шамаева Иван проводил по всем законам военного времени,
пиная пленника ногами:
«- Как зовут, гад?
- Руслан Шамаев.
- Рабов сколько?
- Нет рабов. Чабан я, баран пасу».
Иван приставляет к его голове пистолет и начинает отсчёт:
«- Раз, два…
- Нет, я, правда… Был раб, давно. Брату отдал за долги.
- Ты теперь раб мой. И первое, что я сделаю, если что, башку на х… снесу».
Таково оно, чеченское общество. Первобытное по нравам и презирающее нормы морали,
принятые в цивилизованных странах. Достижения цивилизации – компьютеры, бизнес
в российских городах и так далее – они, дикие горцы, приспосабливают к своим нуждам,
не желая при этом менять собственных зверских обычаев. Это другой мир, где уважают
только грубую физическую силу. Иван знал об этом и потому сразу объявил Шамаева
своим рабом. Во время похода к базе Гугаева Иван гнал вперёд чеченца-проводника
пинками. Цивилизованный англичанин недоумевал:
«- Иван, почему ты его всё время бьёшь?
- А что, гуманитарную помощь ему давать?
- Ты помнишь, как они били тебя? Ты мстишь ему?
- Нет, этот язык не английский. Этот язык он понимает».
В отличие от англичанина, сам Шамаев с явным пониманием относился к действиям
Ивана Ермакова: сильный угнетает слабого, всё по закону гор. И потому в перерывах
между марш-бросками спокойно беседует с Иваном на различные темы. Например, пытается
узнать, как можно старшего сына устроить в московский университет.
«- Дэньги у мэня есть. Хачу, чтобы у нас в тейпе палитик был. Только он
читает плохо».
Помогал Шамаев Ивану с Джоном не только из-за страха перед смертью. Во-первых,
Аслан Гугаев был его кровником.
«Наши деды воевали. Мирились даже. А потом, когда второй война был, он у
нас шестьдесят баранов взял».
А во-вторых, Иван по радио, якобы, связывается со своими и говорит, что если
он на связь завтра выйдет, то пусть вырежет всю шамаевскую родню. Для чеченца
нет ничего страшнее, чем остаться одному, без семьи, рода, тейпа. Свои же соплеменники
потом «опустят» и будут вытирать об одиночку ноги…
Когда летом 1995 года банда Шамиля Басаева захватила будённовский родильный
дом, его брат Ширвани предложил нашим силовикам взять в заложники басаевскую семью,
чтобы привезти её в Будённовск и на глазах у Шамиля убивать семейство по одному
человеку. От таких предложений у наших силовиков чуть не отнялись языки. Отказались.
В итоге Басаев с триумфом вернулся в Чечню.
Более крепкими на нервы оказались представители турецких спецслужб. Едва в
1996 году прошла информация о том, что чеченцы в турецких территориальных водах
захватили российский теплоход «Аврасия», турки арестовали всю родню террористов.
Командир турецкого спецназа объявил бандитам, что начнёт убивать их родственников.
И начнёт с самого маленького… Чеченцы мгновенно сложили оружие и отпустили всех
заложников.
Ещё в XIX веке генерал Ермолов говорил: «На Востоке
признают только жёсткую власть и силу. Если у вас нет этого, то лучше туда не
соваться».
Фильм «Война» подтверждает ермоловские слова.
(Окончание следует)
Вадим АНДРЮХИН
газета “Новое Дело”