Неизвестный Чкалов:
РАССТРЕЛЬНЫЙ КОНСТРУКТОР
(Часть I)
Мы оставили Чкалова, когда он оказался не у дел. 23 апреля
1933 года его уволили из НИИ ВВС и перевели в военный резерв, фактически изгнав
из армии.
Куда идти? Где искать работу? Предстояло, видимо, уехать в
Ленинград, где до сих пор находилась семья, возвратиться в ОСОВИАХИМ и
продолжить “возить” любопытствующих поглазеть на город с высоты.
На Ходынском поле, где была стоянка самолетов НИИ ВВС,
размещались еще самолеты завода № 39 и конструкторского бюро Н. Н. Поликарпова.
Чкалов полюбопытствовал, а не нужен ли кому летчик. Оказалось, нужен. Ему
посоветовали сходить к авиаконструктору Николаю Николаевичу Поликарпову.
Вот как описывает доктор технических наук Ирина Викторовна
Стражева встречу авиаконструктора и летчика:
“— Перед вами Чкалов, известный нарушитель полетов и
довольно частый обитатель гауптвахты — есть в авиации такое заведение. Мечтаю
стать испытателем ваших истребителей.
— Вашу
биографию знаю достаточно полно, — улыбнулся Поликарпов. — Слышал и про
Троицкий мост через Неву, под которым вы удачно пролетели. Знаю, что при
лобовой атаке никогда первым не сворачиваете, а штопорить любите до самой
земли.
— Вижу,
ваш отдел кадров не дремлет, — чуть смутился Чкалов. — Вас мой послужной список
не пугает? Доверите мне свои истребители?
— Конечно,
Валерий Павлович. Именно о таком, как вы, испытателе я, честно говоря, давно
мечтаю”.
Так что безработным Валерий Павлович Чкалов пробыл недолго.
Для Поликарпова не существовало “компромата”. Что бы про Чкалова ни говорили,
он принял его в штат летчиков-испытателей.
Интересно, знал ли тогда Николай Николаевич Поликарпов, что
он обязан Чкалову гораздо большим, чем принятием на работу? А знал ли Валерий
Павлович, что он однажды спас жизнь авиаконструктора?
Говоря о сталинских репрессиях, мы ссылаемся на конец 30-х
годов, когда люди начали исчезать массово, а процессы над “врагами” были
митинговыми. Репрессии начались гораздо раньше. Уже в начале 30-х на Соловецких
островах существовал лагерь особого назначения, где “перековывалась”
интеллигенция. Тогда же начали практиковать осуждение к высшей мере наказания.
Поликарпова арестовали в 1929 году. Формальный повод —
авария самолета И-3. Ему предъявили обвинение в срыве опытных работ и передаче
в серию недоведенного самолета. Уже в тюрьме он получил новое обвинение, на
этот раз — “участие в контрреволюционной вредительской организации”.
Поликарпову припомнили работу на Балтийском заводе, где он
под руководством Сикорского участвовал в постройке самолетов “Илья Муромец” и
разработке истребителей.
После революции Сикорский звал его с собой в Америку, но
Поликарпов ехать отказался. Откуда-то всплыли все подробности их отношений.
Это было уже серьезно, без суда его приговорили к …
расстрелу.
Не помогло и то, что к этому времени Николай Поликарпов уже
был опытным авиаконструктором, руководил заводом, его самолеты строились
серийно, а У-2 получил всемирную известность как лучший учебный самолет.
Более двух месяцев он ожидал исполнения приговора. А в это
время по ходатайству Управления ВВС Красной Армии в Бутырской тюрьме создается
особое конструкторское бюро № 39 ОГПУ. Одну из групп, проектирующих
истребители, возглавил сидевший в тюрьме авиаконструктор Дмитрий Григорович. Он
был арестован годом раньше Поликарпова из-за
неудач с боевым гидросамолетом.
В тюремное конструкторское бюро собрали более двухсот
авиационных специалистов. Под начало Григоровича из камеры смертников перевели
и Поликарпова.
Теоретики “перековки” председатель ВСНХ СССР В. Куйбышев и
заместитель председателя ОГПУ Генрих Ягода подписали документ, в котором
говорилось:
“Резюмируя все вредительские мероприятия, совершенные
вредительскими организациями Авиатреста и УВВС, имеющие конечной своей целью
срыв планомерного снабжения УВВС современными типами боевых самолетов и
снабжение УВВС устарелыми конструкциями, необходимо на ходу, не замедляя
поступательного движения социалистического строительства, исправить и
обезвредить результаты предательства”.
Каким же образом они хотели все это “исправить и
обезвредить”?
Надо сказать, что “изобретательности” людей при власти нет
границ и совершенства.
“Органам ОГПУ принять все меры к тому, чтобы в деле
исправления предательства были использованы инженеры-предатели… Содействовать
ОГПУ в том, чтобы работа предателей протекала в наиболее нормальных условиях, а
именно: снабдить их необходимой литературой, материалами и приспособлениями”.
К 1931 году советская авиация не имела ни одного
современного истребителя, хотя работа в этом направлении шла постоянно.
Видимо, в конце концов обратил на это внимание и Сталин.
А что можно было ответить на его вопрос?
— Конструкторы сидят…
Знал ли он о заточении лучших авиаконструкторов, и прежде
всего о Поликарпове, которого к тому времени уже называли “королем
истребителей”?
Кто теперь скажет об этом?
Чтобы оценить состояние авиации, Сталин назначает на 12 июня
1931 года авиационный смотр.
К этому времени Поликарпова “простили” и расстрел заменили
десятью годами ссылки, оставив работать в КБ № 39 ОГПУ. Совместно с
Григоровичем он создал истребитель И-5. На смотре новинку должны были
продемонстрировать летчики-испытатели НИИ ВВС Валерий Чкалов и Александр
Анисимов.
Воздушная схватка, которую они разыграли, была из разряда
тех, о которых летчики говорят: “Редкое небо видело такой пилотаж”.
Сталин, естественно, обратил внимание на новые истребители и
поинтересовался, чьи они.
Другого ответа, как “Конструкторы сидят”, ему не могли дать.
Аэродромные смотрины на этом не закончились. Уже 6 июля
Сталин едет в… Бутырскую тюрьму. Там он и знакомится с Поликарповым.
Много позже в очерке, опубликованном газетой “Правда”, будет
описана эта встреча.
“— Директор завода представил Сталину инж. Поликарпова Н. Н.
— Поликарпов слушал молча, почти не перебивал, схватывал
главное. Иногда он переспрашивал. Товарищ Сталин развивал свои мысли; они были
настолько увлекательными и в то же время обладали такой исключительной
конкретностью, что, взглянув прямо в лицо Сталина, Поликарпов с нежностью и
гордостью подумал: “То, что Сталин предлагает, — предел желания для
конструктора!”
Идиллия, да и только. В очерке, правда, опущено, что
директором завода был чекист Н. Пауфлер. А завод в целом был тюрьмой.
Почему-то во всех публикациях о Сталине случай с посещением
Бутырской тюрьмы, где он встречался с цветом авиационных специалистов,
опускается. Хотя он и выигрышен. Ведь можно представить, что вождь страны
действительно не знал, что чекисты, которым он безмерно доверял, перестарались.
Меры были приняты незамедлительно.
Через четыре дня “Правда” опубликовала Постановление
Президиума ЦИК СССР. “О награждении авиазавода № 39 за исключительные
достижения по самолетостроению гражданской авиации”.
Завод был награжден орденом Ленина.
Но главные строки дальше:
“Амнистировать… конструкторов, бывших вредителей,
приговоренных коллегией ОГПУ к различным мерам социальной защиты с
одновременным их награждением”.
Поликарпов покинул тюрьму, но дамоклов меч расстрельного
конструктора так и остался висеть над ним. Только через 12 лет после смерти он
будет полностью реабилитирован.
Чкалов пришел к опальному конструктору вовремя. Предстояло
дело, которое прославит его имя. Рождался самолет, которому суждено было стать
самолетом-легендой.
Вячеслав Федоров
На снимках:
- Эту фотографию Н. Поликарпов подарил Музею В. Чкалова в
городе Чкаловске.
- И-16 в Испании.
- Фотоснимок воздушного боя в Испании, сделанный из кабины франкистского бомбардировщика.