ОРУЖИЕ РОССИИ
Первым делом - вертолеты!
(Часть I)
В этом году исполняется сто лет со дня рождения выдающегося советского
конструктора, основателя знаменитого Опытного конструкторского бюро, впоследствии
названного ОАО “Камов”, Николая Ильича Камова. Мировая общественность готовится
широко отметить это событие. Накануне знаменательной даты наш корреспондент беседует
с Главным конструктором бюро В.Г. КРЫГИНЫМ.
Об этом конструкторском бюро на самом деле известно немногое. В советское время
оно занималось в основном созданием боевых корабельных вертолетов, и сведения
о них составляли государственную тайну.
Естественно, что предприятие, изобретающее такие машины, почти нигде в открытой
печати не упоминалось, хотя за более чем 50 лет своего существования им создано
несколько десятков типов вертолетов и их модификаций мирового уровня. А успешная
работа более 600 сотрудников фирмы и ее руководителей отмечена почетными званиями,
орденами и медалями. Сам Н.И. Камов был Героем Социалистического Труда, лауреатом
Государственной премии СССР, кавалером двух орденов Красного Знамени и ордена
Ленина.
Сегодня ОАО “Камов” состоит из конструкторского бюро, опытного завода, летно-испытательного
комплекса и вспомогательных служб. На фирме работает около 3000 авиационных специалистов.
Возглавляет коллектив с 1974 года талантливый ученик Николая Ильича, долгие годы
проработавший с ним, Генеральный конструктор-президент фирмы, герой России, член-корреспондент
академии наук Сергей Викторович Михеев.
– Вячеслав Георгиевич, каково наше положение в мире сегодня в области вертолетостроения
после всего, что произошло в последние годы с нашей страной?
– Уже тот факт, что мы продолжаем производить вертолеты, говорит сам за себя.
Дело в том, что во всем мире только пять стран могут себе это позволить. Авиационную
технику создают США, Англия, Франция, Италия и Россия. А, между прочим, именно
развитие авиации характеризует технический уровень страны.
– Но ведь есть страны с более развитой экономикой, чем наша?
– Безусловно. И они любыми путями стараются заполучить авиатехнологии. Ведь
постройка вертолета или самолета лишь конечный продукт, результат усилий почти
всех отраслей промышленности. Это и добыча руды для получения алюминия, и создание
композиционных материалов, из которых изготавливают летательные аппараты; это
и электронно-вычислительные комплексы, которыми они оснащены; это и станкостроение
– заводы по изготовлению самих машин и отдельных элементов для них. Мы сотрудничаем
с 150 производствами, с десятком научно-исследовательских институтов.
Великой авиационной державой была Германия перед второй мировой войной. Проиграв
же войну и не занимаясь несколько лет авиапромышленностью, она утратила все свои
технологии. И сегодня, как бы она ни стремилась встать в строй создающих авиацию
стран, ей это не удается.
А ведь после разгрома фашизма прошло около 60 лет!
– То есть если мы сейчас сдадим, не дай Бог, свои позиции, то можем отстать
навсегда? Я вас правильно поняла?
– Именно так. Ждать лучших времен, когда наконец в стране появятся лишние деньги,
в нашем случае не получится.
– С чем это связано?
– Прежде всего с передачей опыта. Люди, которые уходят, должны передать свои
практические знания следующему поколению. И как бы тяжело государству ни приходилось,
вкладывать в авиацию надо. Производственный процесс должен быть непрерывным.
– А государство, как известно, начиная с 91-го года ориентировало вас на
производство кастрюль. Было такое?
– Было. Да вот только на кастрюлях, как выяснилось, не выживешь. Подумайте
сами: 1 кг авиационной продукции стоит 2 тысячи долларов! А теперь представьте,
сколько нужно выпустить кастрюль, чтобы окупить производство одного только вертолета.
Между прочим, уже многие годы вертолетостроение – одна из самых высоких статей
дохода по экспорту нашей техники.
Да и сама наша страна не может существовать без вертолетов. Россия – это огромные
пространства. Взгляните на карту: за Уралом, кроме Транссибирской магистрали,
никаких дорог нет. Сплошь бездорожье. А ведь именно в Сибири сосредоточены все
минеральные запасы страны. Там и газ, и нефть. К каждому месторождению железную
дорогу не проведешь. Штокманское месторождение аж в семистах километрах от Мурманска
находится, в Северном Ледовитом океане. Как туда доберешься? Представляете, сколько
на пароходе плыть придется? Надежда только на вертолеты – это и смена вахт, и
доставка продуктов и медикаментов; это и контроль всей системы трубопроводов с
воздуха, которая уже изрядно изношена и сегодня выходит на свою критическую отметку.
Словом, вертолеты – это самое подходящее средство для того, чтобы наладить
полноценную транспортную систему в нашей огромной стране.
– Последнее время и над Москвой они все чаще кружат…
– Точно. И надо сказать, что инициатором вертолетного сообщения в городе стал
сам мэр Юрий Михайлович Лужков.
Налажена медицинская перевозка раненых и больных. А это сами знаете как важно,
когда счет жизни идет на минуты. У определенных клиник “Скорой помощи” создаются
даже специальные вертолетные площадки.
Городу передан известный в мире наш труженик – Ка-32: он работает как трелевщик
леса в горах Канады, перевозит на внешней подвеске стройматериалы в Швейцарию,
тушит пожары в Южной Корее. Трудно даже перечислить все его специальности. Многие
авиакомпании России приобрели эти вертолеты и работают на них по контрактам за
рубежом. Вертолет Ка-32А имеет не только национальный сертификат, но и сертификат
соответствия американским нормам летной годности, что позволяет выполнять полеты
над жилыми микрорайонами.
Для пожарной же службы Москвы на его базе создан специальный противопожарный
вертолет Ка-32А1 с новой системой тушения пожаров в высотных зданиях. Система
может работать автономно, когда бак с жидкостью находится на внешней подвеске
вертолета, или от пожарного автомобиля на земле. В первом случае высота тушения
пожара не ограничена, во втором она составляет 100 метров. Вертолетом также можно
доставлять емкости на высотный объект или к другому очагу пожара.
Работа над этим вертолетом не прекращается и сегодня. Уже с учетом последних
требований эргономики оснащена новым оборудованием кабина, думаем над повышением
грузоподъемности, увеличением объема фюзеляжа.
На базе Ка-32А построен специальный вертолет Ка-32А2 для милиции. Бортовой
комплекс оборудования обеспечивает возможность полетов днем и ночью, в любую погоду.
Вертолет контролирует и охраняет территории, ведет поиск нарушителей. Он оборудован
мощными прожекторами и громкоговорящей установкой. Спецподразделения численностью
до 13 человек располагаются в кабине, имеющей слева грузовую дверь, а справа –
люк. Для беспарашютного десантирования предусмотрены спусковые средства с обоих
бортов, для высадки десанта на крыши домов.
Кстати, Ка-32А2 может применяться и при тушении пожаров, если на его внешней
подвеске разместить емкость на 5000 литров. А также с успехом решать задачи пограничной
службы наряду с вертолетами Ка-27ПС и Ка-29, которые давно используются для защиты
Дальневосточных водных рубежей.
Надо сказать, именно за создание этой техники фирма “Камов” стала лауреатом
конкурса “Национальная безопасность”, который проводился в рамках Международной
выставки полицейской техники “Интерполитех-2001”, и была награждена дипломом и
медалью “Гарантия качества и безопасности”.
– Насколько известно, и на прошлогоднем Международном авиасалоне вы были
очень достойно представлены. До сих пор у всех на слуху по-прежнему загадочный
для публики вертолет “Черная акула”…
– Мы действительно неплохо себя показали на “МАКСЕ-2001”. На салоне демонстрировались
вертолеты Ка-50 “Черная акула”, Ка-52 “Аллигатор”, Ка-226, Ка-32А1, о котором
я уже рассказывал.
Но настоящим событием все же стало появление нашего “Аллигатора”. Дело в том,
что это не просто двухместная модификация “Черной акулы”, это новое видение армейской
авиации и тактики ее использования.
Ее принципиальное отличие от других боевых вертолетов в том, что это командирская
машина, этакий летающий командный пункт на поле боя, оснащенный всем арсеналом
всепогодных средств разведки. И в то же время здесь сохранена ударная мощь “Черной
акулы”, не имеющая аналогов среди существующих боевых вертолетов.
Машина прошла боевую проверку в Чечне и доказала возросшую роль разведки и
управления для эффективного использования высокоточного оружия. По оценке специалистов,
проводивших испытания, вертолет показал высокую надежность, способность выполнять
задачи на больших высотах. Имея хорошее электронное оборудование, “Черные акулы”
обнаруживают и поражают цели. Они вооружены 12 сверхзвуковыми противотанковыми
управляемыми ракетами с унифицированными головками самонаведения для поражения
бронированных, наземных и воздушных целей. У них на борту подвижная скорострельная
пушка с боекомплектом из 460 патронов, бомбами, другими средствами поражения.
Полностью бронированная кабина надежно защищает летчика от бронебойных пуль и
осколков. При повреждении маслосистемы вертолет способен еще в течение 30 минут
вести боевые действия.
Но и над Ка-50, принятым шесть лет назад на вооружение, мы тоже продолжаем
работать, постоянно его модернизируем: заменяем оборудование, оснащаем средствами
работы в ночных условиях и группового взаимодействия, новым оружием и т. д.
(Окончание следует)
Елена ЕЛИСЕЕВА (“Литературная газета”)
На снимках:
- Камовский автожир A-7.
- Авиаконструктор Николай Ильич Камов.
- Генеральный конструктор Сергей Викторович Михеев.
- Вертолеты: Ка-15, Ка-126, Ка-27, Ка-62 и Ка-52 (“Аллигатор”).