ОРУЖИЕ РОССИИ
Первым делом - вертолеты!
(Часть II)
– Кстати, насчет модернизации. Подчас она становится единственным и основным
направлением деятельности многих ваших коллег. Как вы к этому относитесь?
– Весь опыт мирового вертолетостроения, и наш в том числе, показывает, что
эффективность применения авиационной техники можно поддерживать на достаточно
высоком уровне в течение длительного времени, внося качественные улучшения в машины.
Конечно, все время приходится оценивать, к каким затратам приводит каждое улучшение.
Но переоснащение новыми машинами неизбежно. Это диктуется временем. Например,
вертолет Ка-26, созданный нами около тридцати лет назад и принесший мировую славу
нашей фирме, сегодня выводится из эксплуатации.
Напомню, было создано около 15 его вариантов. Одна только Венгрия купила более
100 машин сельскохозяйственного варианта вертолета, которые успешно работали,
защищая виноградные плантации от вредителей.
– Но ведь Ка-26, насколько известно, единственный из советских вертолетов
имеет американский сертификат – настолько хорошо он себя зарекомендовал. Почему
же так бесславно заканчивается его век?
– Не совсем так. В какой-то мере продолжение темы – это многоцелевой вертолет
Ка-226. С газотурбинными двигателями вместо устаревших поршневых монстров, более
совершенными несущими винтами, новой конструкцией фюзеляжа, широким использованием
прочных композиционных материалов, комфортным салоном. В числе его заказчиков
сегодня МЧС, “Газпром”, правительство Москвы.
Кроме того, мы предлагаем и версию машины для первоначального обучения летчиков
– Ка-226У. Своеобразную “летающую парту”. Ка-226 для этих целей подходит как нельзя
лучше. Во-первых, он прост в управлении и “прощает” курсанту многие ошибки. Во-вторых,
вертолет двухдвигательный. Откажет один – другой выручит, не придется прибегать
к довольно сложной для начинающих курсантов посадке в режиме авторотации.
– Какие из ваших машин сегодня вы считаете самыми перспективными?
– Без ложной скромности скажу, что на нашей фирме созданы базовые конструкции
вертолетов ХХI века.
Традиционно ОКБ проектировало и строило в основном малоразмерные вертолеты.
В настоящее время в интересах различных гражданских заказчиков создается новое
семейство винтокрылых машин со взлетной массой от 250 до 15 000 кг. В их числе
беспилотный вертолет Ка-137, многоцелевые однодвигательные вертолеты Ка-126, Ка-115,
двухдвигательные Ка-226, Ка-62.
Перспективным остается и Ка-50. Для того чтобы создать эффективный ударный
вертолет, мы пошли на беспрецедентный шаг – предложили машину с одним пилотом.
Он должен решать все задачи за двоих как минимум. Мы максимально автоматизировали
все процессы. Сократив экипаж на одного человека, смогли ту сэкономленную массу
пустить на защиту летчика, на броню. Спасение пилота обеспечено практически с
нулевой высоты: установлено (впервые в мире на вертолете) катапультируемое кресло.
На базе Ка-50 уже построено целое семейство машин, и их ряд далеко не исчерпан.
Так, опыт применения боевых вертолетов почти в 30 локальных конфликтах показал,
что успех армейской операции зависит не от удачных одиночных действий штурмовиков,
а от эффективности группы в целом, в которую они входят. Чтобы расширить тактические
возможности вертолета-штурмовика Ка-50, мы предложили в дополнение к нему двухместные
модификации по схеме “бок о бок” и “тандем”.
Каждый пилот на двухместной машине может пилотировать вертолет сколько угодно.
Командир экипажа во время управления воздушной операцией и поддержания связи с
командованием наземных войск вообще свободен от ведения машины. Информационно-управляющее
поле кабины экипажа оптимально приспособлено и для управления группой винтокрылых
штурмовиков, и для успешного применения всего арсенала оружия.
Впервые в мировой практике вертолетостроения на базе одного вертолета-носителя
заказчику на выбор предлагается три варианта винтокрылого штурмовика: с одноместной
кабиной, двухместной кабиной с креслами “бок о бок” и с тандемным расположением
кресел. При этом сохраняются высочайшие летно-технические характеристики базовой
конструкции.
Кстати, экспортный вариант Ка-50-2 “Эрдоган” с тандемным размещением пилотов,
принимающий участие в тендере по выбору боевого вертолета для турецких наземных
войск, успешно выдержал первый этап соревнований с зарубежными конкурентами “Тигр”,
“Мангуста” и “Апач”. Все турецкие летчики, пилотировавшие вертолет, отметили необычно
легкое управление вертолетом и высочайшую маневренность, особенно в условиях высокогорья,
а также крейсерскую скорость и устойчивость к большим температурам воздуха.
– И тем не менее турки, кажется, предпочли американскую “Королевскую кобру”?
– Не совсем так. Хотя в СМИ и прошли сообщения о победе Штатов, окончательного
выбора турецкая сторона пока не сделала. Сегодня по решению нашего правительства
фирма “Камов”, единственная в России, принимает участие и в тендере на поставку
Ка-52К, версии “Аллигатора”, южнокорейской армии.
Китай закупил наши противолодочные вертолеты Ка-28. Подписан контракт с Индией
на поставку вертолетов Ка-31. Они оснащены радаром, позволяющим сопровождать одновременно
20 целей, в том числе и “крылатые ракеты”. В мире этой машине нет аналогов.
Для осуществления оперативной доставки десантников, оружия и боеприпасов в
район боевых действий, эвакуации раненых и пострадавших, обучения и тренировки
пилотов фирма “Камов” предлагает многоцелевой К-60. На нем реализованы конструктивные
решения, получившие апробацию на боевом Ка-50. Бортовой комплекс Ка-60 обеспечивает
выполнение боевой задачи днем и ночью в самых сложных метеоусловиях.
Фирма продолжает совершенствовать соосную схему, а при создании гражданского
вертолета Ка-62 обратилась к одновинтовой схеме, но с рулевым винтом в кольцевом
канале. Для ведения разведки армейская авиация может использовать беспилотный
вертолет Ка-137. В настоящее время строится его опытный образец.
А вообще, наши машины на Западе ценятся. Они достаточно надежны и рассчитаны
на экстремальные условия работы, с перепадами температур от минус 50 до плюс 50
градусов.
– А что представляет собой Ка-62, разработкой которого, я знаю, вы лично
занимаетесь?
– Это действительно машина будущего – и по конструкции, и по материалам, и
по оборудованию, и по летным характеристикам.
Многоцелевой вертолет Ка-62 предназначен для перевозки пассажиров и грузов
в транспортной кабине, а также транспортировки крупногабаритных грузов на внешней
подвеске. Он может быть использован для оказания экстренной медицинской помощи,
выполнения аварийно-спасательных работ, ведения ледовой разведки различного рода
патрульных операций, контроля водных границ и границ экономических зон, обслуживания
шельфовых газо- и нефтепроводов и т.д. Имеет комплекс для пилотирования по приборам
в любых погодных условиях с использованием аппаратуры спутниковой навигации.
Очень важные детали: обеспечены взлет и посадка с одним работающим двигателем;
энергопоглощающая конструкция шасси и кресел позволяет пилоту и пассажирам избежать
травм в случае грубой посадки; рулевой винт в киле защищен от случайных повреждений.
Машина оснащена эффективными противообледенительной и противопожарной системами.
Но главное преимущество, конечно, в том, что крейсерская скорость, на которой
вертолет летает без ограничения времени, очень высока. Вертолет оснащен самыми
современными двигателями модульной конструкции, разработанными Рыбинским КБ “Сатурн”.
Уникальность его в том, что его можно разобрать на отдельные детали и собрать
снова всего 10 ключами. В случае выхода из строя одной из них ее можно заменить
прямо в чистом поле, а не менять весь двигатель.
А чтобы повысить эффективность машины, было применено беспрецедентное количество
композиционных материалов: лопасти винтов и планер выполнены почти полностью из
полимеров. А на вертолете около 60% деталей изготовлены из композиционных материалов.
Сейчас вот решили объявить конкурс на название машины. Так что, если у кого
появятся идеи, с радостью рассмотрим.
– И последний вопрос: когда же любой россиянин сможет хотя бы гипотетически
пересесть с автомобиля на вертолет?
– Это серьезнейшая задача. Но и прибыльная. Предстоит создать целую систему
эксплуатации частных аппаратов. На Западе она существует давно, а у нас пока,
к сожалению, в зачаточном состоянии. И понятно. Она требует огромных вложений.
Вертолет – это не автомобиль: остановился на дороге, толкнул и поехал. А если
в воздухе поломка происходит?
– Но есть же определенные методы эксплуатации. Они наработаны мировым сообществом,
уже десятки лет существуют…
– Правильно. И техобслуживание проводят люди с очень высокой квалификацией,
которых специально готовят для частного сервиса. Должны быть созданы станции такого
обслуживания, стоянки, заправки. Самое главное – должно быть организовано воздушное
движение. Это целая система. Это государственная задача.
Пока же ясно одно – вертолеты фирмы “Камов” станут основой парка столичной
авиации, концепция которого одобрена московским правительством. Для использования
вертолетов намечается увеличить количество вертолетных площадок. К уже существующим
семи будут добавлены вертолетные VIP-терминалы в нескольких городских аэропортах.
А также новые вертолетные площадки внутри Москвы.
Так что будущее за нами!
Елена ЕЛИСЕЕВА (“Литературная газета”)
На снимках:
Вертолеты: Ка-50 (“Черная Акула”), Ка-25, Ка-26, Ка-27, Ка-29, Ка-31, Ка-32,
Ка-50.