ПРИКАЗАНО – СБИТЬ
(Часть I)
Соединенные Штаты Америки после долгих мытарств с подсчетами голосов получили
нового президента. Им стал Джордж Буш-младший. Его папа, президент в прошлом,
обнадежил всех, что внешность его сына обманчива: он умен, рассудителен, конструктивен,
словом, наделен всеми качествами, которыми должен обладать глава огромного и сильного
государства.
Мы уже начали было подзабывать терминологию “холодной войны” или, как всегда,
осторожничаем, не называя Джорджа Буша-младшего “ястребом”. Но первые его дела
и заявления в Белом доме показали, что рановато мы расстались со своим прошлым.
Вновь повеяло ветрами “холодной войны”, и начинает набирать обороты гонка вооружений,
которая теперь уже выходит в космос.
Так что у нас есть повод вспомнить о прошлом. И коснемся мы тех страниц
истории, которые были скрыты завесой строгой секретности. Старшее поколение не
знало того, что узнает сейчас, а для младшего — это будет открытием.
Что могло произойти, если бы мы дрогнули в том противостоянии? Вряд ли бы
тогда удалось избежать третьей мировой войны... На этот раз уже ядерной...
Война после войны
Странное состояние — мир. Во всех войнах стремятся к нему, но когда смолкают
орудия, рев авиационных моторов и перестает литься кровь, как тут же ищут повод
начать новую свару.
Как только закончилась война, которую мы называли Великой Отечественной (для
остального мира она вторая мировая, так сразу же началась другая война, поначалу
тихая, скрытая. Вскоре ее уже окрестят “холодной”, а историки склонны отнести
ее к третьей мировой.
Как и всякая война, эта не обошлась без жертв.
Трудно определить точную дату ее начала, но можно взять за отправную точку
7 августа 1945 года. В этот день два самолета ВВС США в районе камчатского островка
Гаврюшкин Камень обстреляли из бортового оружия два советских пограничных катера.
Еще война с Японией была впереди, а счет потерь в “холодной войне” был открыт
— 8 убитых и 14 раненых с советской стороны.
Американцы объяснили, что приняли советские катера за японские.
Надо сказать, что жанр оправданий в новой войне будет основным. Каких только
легенд не будет сочинено, чтобы скрыть истинные намерения, которые, как известно,
все равно станут достоянием гласности, но для этого нужно время.
Ошибкой пилотов будут объяснены массовые нарушения воздушного пространства
дальневосточной зоны СССР американскими самолетами уже после окончания войны с
Японией. За пять послевоенных лет американские пилоты “ошибались” более ста раз.
Впервые решительный приказ: “Полеты прекратить!” — прозвучал с советской стороны
в ноябре 1945 года.
В районе корейского города Хамхын дислоцировалась крупная авиабаза советских
ВВС. Небо над ней было, естественно, закрыто для пролетов американским самолетам.
Но этот запрет американской стороной не воспринимался всерьез. Помня о боевом
братстве, скрепленном рукопожатиями на Эльбе, командование советской базы лишь
отмечало факты нарушения воздушного пространства авиацией союзников. И вот однажды
высокое начальство потребовало эти полеты прекратить.
На перехват очередного нарушителя поднялась четверка истребителей Р-39 “Аэрокобра”.
Они взяли американский бомбардировщик в “коробочку”, а на языке летчиков это означало
только одно — идти на посадку. Экипаж В-29 отказался подчиниться и продолжал полет.
Тогда один из истребителей открыл огонь по двигателю бомбардировщика. Только после
этого американцы подчинились требованию и повели поврежденную машину на посадку.
Заметим, американцы огня не открывали. Когда командира В-29 спросили, почему
он этого не сделал, тот искренне удивился: “Как, стрелять по русским?”
Экипаж бомбардировщика был интернирован, а самолет взят в качестве боевого
трофея и отправлен в Москву.
С этого случая и началось жесткое противостояние в воздухе. Но пока оно еще
не касалось территории СССР, и все боестолкновения проходили далеко от границ.
Поворотным годом стал 1950-й. Это видно из тех фактов, которые были рассекречены
совсем недавно.
Апрель. Над Балтийским морем был сбит бомбардировщик ВМС США “Приватор”. По
свидетельствам летчиков-истребителей, вернувшихся на аэродром целыми и невредимыми,
хотя и подвергшихся обстрелу, “бомбардировщик стал терять высоту и исчез в тучах”.
Что стало с десятью американскими пилотами, до сих пор неизвестно.
Май. Воздушную границу в районе Чукотки нарушили два F-51 “Мустанг”. На перехват поднялась пара Ла-11. В результате воздушного
боя один советский самолет получил повреждения, а один “Мустанг” был сбит. Летчик
успел покинуть машину.
Сентябрь. В районе Желтого моря истребители с американского авианосца напали
на советский самолет — разведчик А-20 из состава авиационного полка, базировавшегося
в Порт-Артуре. Три члена экипажа погибли. Позже американская сторона передаст
урны с прахом и фотографии летчиков.
Октябрь. Американские самолеты нанесли штурмовой удар по аэродрому Сухая речка
в районе Владивостока. Повреждено девять самолетов. Жертв к счастью нет. Командир
советского авиаполка понижен в должности. Американское командование запретило
своим летчикам заниматься подобной “самодеятельностью”.
“Русский медведь”
Осенью 1950 года разведывательные полеты над территорией СССР были узаконены.
Президент США Гарри Трумэн одобрил план, представленный штабом ВВС. Пентагон хотел
знать, что происходит на советских полигонах ВВС и ПВО. Как показали рассекреченные
документы, в период с 1950-го до конца 60-х годов американские самолеты-разведчики
осуществили свыше 10 тысяч шпионских полетов, направленных на выявление объектов
систем противовоздушной обороны вдоль границ СССР и Китая. По официальной версии
Вашингтона, самолеты, летавшие вблизи этих границ, занимались “изучением электромагнитного
поля” и “аэросъемкой для нужд картографии”.
Но облетом рубежей самолеты-шпионы не ограничились. После утверждения Трумэном
плана американские самолеты-разведчики стали все чаще совершать глубокие вторжения
в воздушное пространство СССР. Были случаи, когда их маршруты проходили над несколькими
регионами.
Военный историк Дмитрий Волкогонов, изучавший факты таких глубинных полетов,
пришел к выводу, что самолеты-разведчики вторгались в воздушное пространство СССР
практически каждый месяц.
Для таких полетов ВВС США использовали обычные самолеты-разведчики, а они были
уязвимы для авиации ПВО, в результате за 1951—1952 годы было сбито четыре самолета-нарушителя,
а в 1953 году — три.
В 1954 году в США была принята стратегия “массового возмездия”. Она предусматривала
в случае любой угрозы интересам безопасности Соединенных Штатов массированное
воздушное нападение на источник угрозы силами американской стратегической авиации
с применением водородных бомб.
В апреле состоялась репетиция этого нападения. Три самолета RB-45, взлетев с одного из аэродромов в Европе, вышли на рубеж Новгород
— Смоленск — Киев. Бомбардировщики шли на огромной высоте, и советские истребители
были бессильны что-либо сделать. Специалисты отмечают: не исключено, что PB-45 несли ядерное оружие.
Американская сторона полностью отдавала себе отчет в том, что подобные полеты
представляют собой нарушение международного права. Принявший президентскую эстафету
генерал Эйзенхауэр, хоть и был награжден советским орденом “Победа”, но даже и
шага не сделал, чтобы отступить от той программы шпионских полетов, которую одобрил
его предшественник.
Когда в очередной раз наши истребители сбили на Дальнем Востоке американский
самолет-разведчик, в США началась кампания в прессе, обвинявшая советских летчиков
в расстреле ни в чем не повинного самолета. Лидер одной из партий в сенате обратился
к Эйзенхауэру с требованием разорвать дипломатические отношения с СССР. Президент
внимательно его выслушал и спокойно сказал:
“В международных отношениях случаются такие вещи, которые нельзя объяснить
широкой публике. Мы порой ведем себя весьма агрессивно, но вы ничего не знаете
об этом... Я знаю такие вещи, которые не могу позволить рассказать даже жене...
Наша разведка действует весьма активно и часто рискованно. Так что всякое может
случиться”.
Пресса побурлила и успокоилась. Все пошло своим чередом.
Спустя годы начнут говорить свидетели. Бывший сотрудник метеорологической службы
ВВС, который инструктировал экипажи, выполнявшие разведывательные полеты с базы
близ Токио, признался:
“Я дал клятву хранить военную тайну, но в том, что касается лично меня, считаю
ее утратившей свою силу из-за чудовищных деяний нашего правительства... Оно полностью
подорвало мое доверие и доверие членов экипажа”.
Но не все летчики поддерживают бывшего метеоролога.
“Нас больше всего беспокоил огромный русский медведь, — рассказывает капитан
Рей Бристон, пилотировавший один из самолетов-разведчиков, — и мы были вынуждены
приглядывать за ним”.
Итог “холодной войны” в воздухе печален. Архивные досье правительства США показывают,
что по крайней мере 252 американских летчика были сбиты во время осуществления
разведывательных полетов или выполнения вспомогательных задач в период 1950—1970
годов. Из них 24 погибли, 90 остались живы и 136 по сей день числятся пропавшими
без вести.
Но это далеко не полный перечень потерь. За последние годы вскрылись новые
факты воздушных боев. Так, стало известно, что в 1958 году американцы потеряли
два самолета-разведчика, сбитых над Каспийским морем. Но официальных документов
на сей счет пока не обнаружено.
Брат одного из исчезнувших навсегда летчиков вспоминает: “Эдди писал мне, что выполняет ответственное задание, и это пугало
его... Мне сообщили, что нет никаких сведений относительно того, что произошло
с самолетом или его экипажем. Представители ВВС просили нашу мать просто-напросто
смириться со случившимся”.
Заслуженно хваленая поисково-спасательная служба американцев была бессильна
что-либо сделать. Разведывательные полеты были настолько засекречены, что о них
знал узкий круг лиц.
“У нас не было иллюзий насчет того, что к нам относились так же, как к вещам
одноразового пользования", — признался один из летчиков.
С каждым годом статистика сбитых американских самолетов становилась обширнее.
“Русский медведь” зашевелился.
(Продолжение следует)
Вячеслав Федоров
На снимках:
- Приказ выполнен! Ракета настигла цель.
- Самолет-разведчик ПБ4У. Это один из первых самолетов, сбитых на территории
СССР. Сбит 8 апреля 1950 г.
- РБ-24. Сбит 7 ноября 1954 г.
- РБ-29. Эти самолеты сбивались 13 июня 1952 г. и 7 октября 1952 г.
- РБ-47. Самолеты-разведчики этого типа были сбиты 17 апреля 1955 г. и 1 июня
1960 г.
- Все, что осталось от незваного гостя.