1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24
 
 

Су-24

ОРУЖИЕ РОССИИ

"ФЕХТОВАЛЬЩИК" — “НОЧНОЙ ПИРАТ”

В середине июля газеты сообщили о том, что на территории авиационной фирмы ОКБ Сухого был установлен на пьедестал фронтовой бомбардировщик Су-24. Еще один самолет стал памятником. Десять лет назад закончился выпуск этих машин, но, как говорят авиаспециалисты, летная биография Су-24 на этом не закончилась. Они еще полетают. За все время было выпущено 1200 самолетов Су-24 различных модификаций. Они состояли на вооружении ВВС Алжира, Ирана, Ливии и Ирака. После распада СССР фронтовые бомбардировщики остались в армиях Украины, Азербайджана, Казахстана, Узбекистана и Белоруссии. Впервые Су-24 был представлен широкой публике в 1989 году на авиасалоне в Москве. Но до сих пор об этом самолете мы знаем крайне мало.

su-24

"Трудный" самолет

К началу 80-х годов стало ясно, что атомная война, к которой нас усиленно готовили, может никогда не начаться. Мир понял, чем она грозит не только человечеству, но и планете. Дошло это и до военных.

Но без дела они не остались. К этому времени полным ходом набирали силу локальные конфликты. Лидирующие в военном деле страны к ним оказались не готовы. Стратегическое оружие, которым они обладали, не годилось для ведения этих войн. Надо было срочно реформировать вооруженные силы, в первую очередь авиацию, насыщая ее фронтовыми бомбардировщиками.

Эта проблема была актуальна и для нашей страны. Ракеты и стратегические ракетоносцы, которые во времена Хрущева "затмили" фронтовую авиацию, должны были сейчас пропустить ее вперед.

К этому времени появилось управляемое оружие — ракеты и авиабомбы. Старые бомбардировщики необходимо было постоянно модернизировать.

Кроме того, возросли возможности противовоздушной обороны, и самолеты должны были прорываться к позициям неприятеля "под радаром", на низкой высоте, используя землю как маскировку.

Стало очевидно, что нужен самолет, отвечающий требованиям современного боя.

Работы по его созданию фактически начались в 1965 году, когда было принято постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР, где предписывалось использовать за основу истребитель-перехватчик Су-15. Новой машине даже присвоили заводской индекс — Т-6.

"Стране требовался самолет, предназначенный для нанесения ракетно-бомбовых ударов в простых и сложных метеорологических условиях, днем и ночью, в том числе и на малых высотах, с прицельным поражением наземных и надводных целей в режиме ручного и автоматического управления, со специальной аппаратурой, позволяющей ему производить полет с огибанием рельефа местности на высоте 200 метров со скоростью 1320 км/час".

Вот так, все задание в одном предложении. И еще маленькая деталь: самолет должен взлетать с неподготовленных взлетно-посадочных полос ограниченной длины.

Су-24

До сих пор в ОКБ Сухого говорят, что это был самый трудный самолет, который когда-либо здесь рождался. Работу возглавил главный конструктор Евгений Сергеевич Фельснер.

Переделка Су-15 под бомбардировщик ничего не дала. Широкий разброс скоростей могло обеспечить только крыло с изменяемой стреловидностью А это означило, что надо проектировать новый самолет.

 Как только военные узнали, что авиаконструкторы взялись за разработку фронтового бомбардировщика, они выдвинули свои условия. Им хотелось, чтобы самолет обладал широкой универсальностью: сбрасывал 30 типов авиабомб, да еще стрелял различными видами управляемых и неуправляемых ракет. В кабине самолета на панели ведения огня появились 160 (!) кнопочек и тумблеров. Летчик все это освоить был не в силах, и рядом с ним посадили штурмана.

Скоро стало очевидно, что если выполнить все пункты правительственного задания и требования военных, то самолет никогда не взлетит. И так уже его вес подобрался к четырем десяткам тонн. Тогда главный конструктор твердо сказал: "Хватит, это предел, я больше никому не дам ни килограмма". Торг шел "баш на баш": думай над облегчением самолета, и тогда можешь ставить свое оборудование.

Новый бомбардировщик спроектировали и построили за 26 месяцев. 17 января 1970 года его поднял в воздух летчик-испытатель Владимир Ильюшин. Тогда самолет назывался еще Т-6-2И. А через два года его запустят в серию как Су-24.

Кроме того, что это был самый "трудный" самолет, он еще был и самым трагическим. В ходе испытаний было потеряно десять машин, тринадцать летчиков и штурманов. Еще восемь сумели катапультироваться.

su-24

Неожиданная новинка

Американцы узнали о появлении у Советов нового бомбардировщика только через четыре года после начала его испытаний. А сообщил им об этом председатель комитета начальников штабов вооруженных сил США адмирал Томас Мурер.

Эксперты НАТО идентифицировали новинку как Су-19. Такая модель действительно проектировалась в ОКБ Сухого. Видимо, данные об этом самолете фигурировали в разведсводках, однако работы по Су-19 свернули на стадии проектирования. Эксперты же, сопоставив темп работ и время, сделали вывод, что новому аппарату пора появляться на взлетной полосе испытательного аэродрома.

В НАТО принято давать каждому самолету кодовое название. Они присвоили новой машине имя "Fencep" (“Фехтовальщик”). И здесь они ошиблись. Дело в том, что название на букву "F" обычно давалось истребителям (fighter — истребитель). Имена бомбардировщиков начинались на букву "B" — "bomber".

То ли натовские спецы не знали тактико-технических данных, то ли они посчитали, что возможности нового самолета недостаточны для бомбардировщика, но Су-24 был отнесен к классу истребителей.

Когда оглашено было сообщение о новом самолете, он уже поступал в войска, хотя, по расчетам конструкторов, на его испытание надо было потратить еще два года. Услышав об этом, главком ВВС П. С. Кутахов резко заявил, что нельзя испытывать самолет до бесконечности — он нужен в войсках. Испытания прекратили.

Самолет получился настолько универсальным, что летчики с трудом осваивали все виды его боевого применения. И тогда боевые полки, вооруженные Су-24, стали разделять по назначению: одни предназначались только для бомбовых ударов, другие — для применения ракет с различными системами управления.

su-24

Такая специализация авиаполков вызвала недовольство у старшего, прошедшего войну, поколения летчиков, стоявших во главе ВВС. Они считали, что подобный "разброд" ни к чему хорошему привести не может. Летчик в воздухе должен уметь делать все, а не только бомбить или стрелять. Примечательный эпизод описывает в своих мемуарах командующий 4-й воздушной армией генерал Демьяненко. Во время демонстрации новой авиационной техники в Люберцах командующий ВВС П. С. Кутахов спросил мнение о Су-24 у заместителя начальника инспекции ВВС генерал-полковника М. П. Одинцова. На что тот ответил: "Я, товарищ главком, думаю, как воевать на нем. Это же сколько надо иметь специалистов, чтобы все это (вооружение. — Авт.) подготовить, подвесить на самолет. А где мы их в войну возьмем?"

С появлением Су-24 наша страна могла чувствовать себя в полной безопасности. Фронтовой бомбардировщик был способен "доставать" цели в Европе, Турции и даже Китае, когда у нас отношения были не из лучших.

Уже в середине 80-х американские эксперты отмечали: "Роль советской бомбардировочной авиации в стратегических операциях заметно меньше роли, отводимой ракетным войскам наземного и морского базирования. В то же время значение авиации в боевых действиях с использованием обычного оружия и тактических операциях весьма высоко".

Эти строки написаны с "поправкой" на Су-24".

Су-24

Второе дыхание

А вскоре такой тактической операцией стала интернациональная помощь Афганистану.

В апреле — мае 1984 года 40-я армия совместно с афганскими войсками нанесла серию мощных ударов по формированиям Ахмад-шаха Масуда в долине реки Панджшир к северу от Кабула. С 21 апреля в бой вступили Су-24, взлетавшие с пограничных аэродромов в Узбекистане и Таджикистане. Разведка выяснила, что у моджахедов есть средства ПВО, сбивающие самолеты на низких высотах, тогда как средние высоты им недоступны. Бомбовые удары по долине и ущельям наносились с высот пяти тысяч метров.

По советским данным, в ходе операции из 3000 мятежников больше половины было уничтожено. Позже советник Ахмад-шаха заявит, что потери составили всего 15 человек. На войне каждый считает по-своему.

Американская пресса, впервые узнав о возможности применения Су-24 ночью, тут же прозвала его "ночным пиратом". В тридцатилетнем послужном списке бомбардировщика не значится ни одного ночного разбойного нападения. Лишь однажды он действительно помог нашим войскам в ситуации безвыходной.

Когда кремлевские стратеги отдали приказ на первый ввод наших войск в Чечню, они не учли самую малость — погоду. Действия войск оказались скованы... туманом. Стоявшие на дорогах колонны превращались в мишени. Штурмовики и вертолеты боевой поддержки не могли подняться с аэродромов. В те дни летали только Су-24, нанося бомбовые удары по скоплениям боевиков, "видя" их даже в тумане.

Надо отдать должное конструкторам-провидцам, которые еще в 1979 году оснастили фронтовой бомбардировщик Су-24М системой дозаправки в воздухе. Как она пригодилась сейчас!

su-24

Когда нарушилась единая система обороны, Россия перестала быть одинаково сильной на всех стратегических направлениях. "Поэтому особую актуальность приобретает маневр силами и средствами с одного театра военных действий на другой. Важную роль должны при этом играть самолеты Су-24". Так оценивают ситуацию военные специалисты.

Возможность переброски фронтовых бомбардировщиков была подтверждена в ходе учений "Восход-93". Тогда десять Су-24 и Су-24МР взяли курс с одного из аэродромов в центральной полосе России на Дальний Восток. Итог перелета: три дозаправки в воздухе, причем одна ночью, одна посадка для смены экипажа, 12 часов лета и 8000 километров позади. Причем только перелетом дело не закончилось. Самолеты нанесли бомбовый удар на авиаполигоне по аэродрому условного противника. Легок на подъем оказался ветеран ВВС.

Но время неумолимо, и его вот проводили на заслуженный отдых, сделав памятником.

Уже давно объявлен преемник Су-24. Это новый бомбардировщик Су-34. Но, увы, преемник пока виртуальный — нет денег на его серийное производство.

Зато резко возрос интерес к "ночному пирату" иностранных заказчиков. По заказу ВВС сейчас идет очередная модернизация Су-24М, будет расширен состав управляемого ракетного вооружения. "Старый" самолет показали на МАКС-2003, что само по себе неожиданно.

Судя по всему, у Су-24 открылось "второе дыхание". Не случится ли редчайшего в авиастроении явления? Не вернутся ли вновь к производству скоропостижно отправленного в отставку самолета?

Вячеслав ФЕДОРОВ.

Самолет действительно похож на рапиру фехтовальщика. Да и от "ночного пирата" у него что-то есть.

su-24

Тактико-технические данные Су-24

  • Размах крыльев — 10,3 м
  • Длина фюзеляжа — 22,6 м
  • Масса пустого самолета — 21 т
  • Максимальная скорость — 2120 км/час
  • Дальность полета — 4270 км
  • Боевой радиус действия — 560—1300 км
  • Практический потолок — 17 500 м
  • Экипаж — 2 чел.
  • Вооружение — шестиствольная пушка, бомбы, управляемые ракеты "воздух — воздух" и "воздух — земля", противорадиолокационные ракеты.

Вячеслав Федоров

 
 
1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24
 
     
   
 
РЕКЛАМА
Проголосуй за Рейтинг Военных Сайтов! Яндекс.Метрика