– 1, 2
 
 

БОЕВЫЕ ПАСЫНКИ

(Часть I)

Обиженными бывают не только люди. Сколько бы вы ни смотрели энциклопедий, рассказывающих о вооружении, вряд ли где обнаружите один из видов боевой техники — аэросани. В семействе боевых машин они стали пасынками. Авиация их не признает, потому что от земли они не отрываются. Для автомобилистов винт, толкающий сани, чужд. К бронетехнике эти хрупкие создания тоже не отнесешь.

А поскольку четкой классификации они не поддаются, то о их существовании просто умалчивают, будто их и не было. Хотя к созданию аэросаней приложили руки и авиаторы, и конструкторы автомобилей.

Замалчивание привело к тому, что история создания аэросаней мало изучена. Ее приходится собирать буквально по крупицам. И все-таки она прослеживается. Попробуем мы с вами восполнить пробел в летописи отечественного оружия и вспомнить о достаточно хорошо забытых аэросанях.

Все началось с Ивашки

В основе многих изобретений лежат драматические события. Аэросани тоже начинались с драмы.

"Яузской бумажной мельницы работник Ивашко Кулыгин выдумал сани с парусом, а у тех саней два крыла, и ездить они без лошади могут. Катался на них в пустырях ночью. А Варваринской церкви поп Михайло донес в приказ тайных дел, что у Ивашки умысел. И схватив Ивашку, пытали, и под пыткой покаялся, что хотел выдумать еще телегу с крыльями, да не успел. Сани же сожгли, а Ивашку батогами нещадно били..."

В этой истории остается загадка — отчего это Ивашка два крыла к саням приделал. Неужто взлетать собирался?

Как бы там ни было, но именно этого полулегендарного героя, пострадавшего за новое, можно считать родоначальником аэросаней. Отсутствие мотора на них компенсировалось другим авиационным признаком — крыльями.

Вряд ли именно Ивашка вдохновил инженера С. Неждановского на реальное воплощение идеи, которая уже витала в воздухе. Кто первым ее подхватил, тот и записан в истории первосоздателем. Журнал "Воздухоплаватель" за 1905 год сообщил о санях "с воздушным винтом для передвижения по снегу". Сделаем скидку на инерцию журнала, который отметил уже свершившийся факт, и прикинем, сколько могли самобеглые сани строиться. Так что годом их рождения можно считать 1904-й.

Российское первенство вряд ли кто будет оспаривать, разве что Гренландия или Канада, где снега схожи с нашими. Теплой Европе аэросани ни к чему.

Так что изобретение это отечественное, и скоро ему юбилей — век.

Для России с ее продолжительными зимами и безбрежными просторами это был очень подходящий транспорт. Вот почему в последующие пять лет было создано уже около полутора десятков аэросаней разного назначения.

Кстати, название нового изобретения — аэросани — имеет вполне точную дату появления на свет — 1908 год.

 С 1912 года на Русско-Балтийском заводе начался серийный выпуск аэросаней для транспортных целей. Но не надо думать, что они сразу же наводнили Россию. Нет, партия была маленькой, а заказчиком ее стало военное ведомство. В зимнюю пору первой мировой войны всего 25 аэросаней приняли боевое крещение на германском фронте.

Снегоходы обеспечивали оперативную связь, перевозили раненых, подвозили к линии фронта боеприпасы и продукты питания.

Как всегда водилось в России, все новое приживалось в ней с трудом. Аэросани были в этом ряду, а стимулировал их развитие... германский генерал Гиндербург, с которым Россия воевала. Увидев и почувствовав русскую зиму, он понял, что без аэросаней ему придется плохо, и отдал приказ “о придании германской армии аэросаней различного назначения”.

России отставать было нельзя.

Для нужд фронта

Аэросани очень хорошо показали себя в боевых действиях. В середине 1915 года Всероссийский земский союз, ведавший снабжением армии, развернул производство транспортных аэросаней для нужд фронта. К зиме сумели построить 24 снежные машины. Это был мизер. Аэросани растворились на огромном пространстве фронта, и об их боевых действиях ничего не известно. Но спецы наблюдали за ними и пришли к выводу, что аэросани фронту необходимы.

К новым разработкам подключились авиаконструкторы. По предложению Николая Евграфовича Жуковского создали комиссию по постройке аэросаней — КОМПАС. И уже в 1919 году началась разработка десяти новых конструкций.

В начале 1920 года на фронтах гражданской войны появились аэросани конструкции "БЕКА", созданные по проекту Бриллинга и Кузина. Вооруженные пулеметами снежные машины находились в рядах атакующей пехоты и поддерживали ее огнем.

Следующий год стал кульминационным. К проектированию цельнометаллических конструкций аэросаней подключилось ЦАГИ, а за деревянные машины взялось НАМИ. В конкурентной борьбе первенство было за авиаконструктором Андреем Николаевичем Туполевым. Его аэросани ЦАГИ-IV, представленные на выставке в Брюсселе, получили признание.

В нашей стране так ведется: все новое мы в первую очередь примеряем к войне. Она всегда была стимулом.

В истории с аэросанями стимулировал новые разработки Наркомат связи, применивший снегоходы для доставки почты. Он-то и поддержал конструкторов в безвоенный период.

В эти годы на экраны страны выходит ряд фильмов, где аэросани демонстрируют все свои возможности. “Снежный автомобиль” бегает по заснеженным просторам Арктики в широко популярной тогда картине “Семеро смелых”. И это были не надуманные кадры. Снегоход ОСГА-2 — десятиместная машина — принимал участие в экспедиции ледокола “Красин”.

Героями еще одного фильма стали молодые конструкторы отдела строительства глиссеров и аэросаней — ОСГА. Отдел этот подчинялся Наркомату гражданского воздушного флота. Как известно, даже в художественных фильмах режиссеры стремятся показать передний рубеж творческой мысли. Так что в кинокартине молодые герои играли в футбол, думали над чертежами, испытывали новые машины и, конечно, влюблялись. Как же без этого.

 

Вячеслав Федоров

 

На снимках:

  1. Аэросани НКЛ-16/42.
  2. Аэросани С. Неждановского. 1904 год.
  3. ОСГА-6.
  4. Аэросани НКЛ-16/41. Редкий снимок, показывающий общий вид аэросаней.
  5. НКЛ-6С.
  6. Горьковские аэросани РФ-8-ГАЗ-98.
 
 
– 1, 2
 
     
   
 
РЕКЛАМА
Проголосуй за Рейтинг Военных Сайтов! Яндекс.Метрика