Снимается фильм:
Дублер почти не виден
В окрестности Горбатова пришла осенняя тишина. Перестали ухать взрывы, отлязгали гусеницами танки, затихло отчаянное «ура!» атакующей пехоты. Не видно стало и мэтра российского кинематографа Никиты Михалкова, раскатывающего по овражным откосам на всепроходимом «Тигре».
Только газеты донесли: съемочная группа фильма «Утомленные солнцем-2» объявилась в Таганроге. Там сейчас кипят военные страсти.
Ну, а нам, в отсутствии главного хранителя тайн, можно немножечко приоткрыть завесу секретности и рассказать о том, что видели на съемках и о том, что не увидят зрители будущего фильма.
Просто Владимир
Первая встреча с этим человеком была странной. Он сидел на лавочке, одетый не по - летнему тепло: в ватной поддевке, и, равнодушно взирая на киношную суету, курил.
Если это человек из массовки, то почему он не со всеми вместе, а если актер… Но лицо его по фильмам не помнилось, а в сериалах актеры до того стандартны, что тут же забываются.
Рискнули спросить:
- А вы кто будете?
Человек взглянул на нас, соображая, что ответить.
- Владимир.
- Больше он вам ничего не скажет. Здесь многословие не принято. Он дублер Михалкова, – выручил нас, подошедший парень с фотокамерой.
Тут же раздалась команда:
- Дублеры приглашаются на съемочную площадку!
С разных мест поднялись люди, одетые в красноармейскую форму, и дружно, почти строем, заскользили по раскисшей от дождей дороге.
Мы привыкли, что дублеры это те, кто заменяет актеров в рискованных эпизодах. Они еще каскадерами зовутся. А здесь, как пояснил нам все тот же парень с фотоаппаратом, дублер нужен для расчлененки.
Говорун аж испугался, увидев наши широко раскрытые глаза.
- Да все в порядке с ними будет, никуда они не денутся. Просто от этих дяденек в кадр попадут различные части тела. В основном спина и затылок. Они дублируют актеров в их отсутствие.
Отлегло от сердца, а то ведь подумалось невесть что, фильм-то военный, а Михалков любит, чтоб все натурально было, как в жизни.
За целый день съемок нам удалось выведать у Владимира много интересного.
Попал он на фильм, когда съемки проходили под Гороховцом. Записался в массовку, только в толпе отступающих солдат проходил он не долго. Помощник режиссера заметила, что со спины он вылитый Михалков. Так он и стал дублером. Это уже на порядок выше, чем массовка. Там 500 рублей за съемочный день платят, а тут поболее. Правда, работа поскучнее. Массовка та на месте не сидит, ее все время гоняют: дубль за дублем. А тут операторы свет по дублерам выставят, кадр скомпонуют, как надо и, пока не снимут эпизод уже с актерами, дублер свободен, но всегда должен быть наготове.
Отношения артистов с дублерами складываются по - разному. Кто-то их и не замечает, а кто-то с удовольствием знакомиться. Попросишь сфотографироваться, никто не отказывает. Так что после съемок Владимиру еще предстоит разбирать фотоколлекцию.
Владимир в роль дублера вжился намертво. Говорят, Михалков его брал на съемки под Санкт-Петербург и Москву. Но он об этом ни слова.
Во время съемок происходили и мистические совпадения. Помните, показывали по телевидению, как Михалков рассек себе автоматом переносицу, неудачно спрыгнув в окоп. Через неделю во время съемок в этом же самом месте напоролся на ветку и Владимир.
- Когда меня гримеры закрашивали, подошел Михалков и поинтересовался, как меня это угораздило. Я ему ответил, что дублеру надо во всем быть похожим на актера. Усы отрастил, вот царапина…Посмеялись.
- Не обидно, столько сниматься и не увидеть себя в кадрах фильма?
- Почему, может быть, увижу. Я ведь еще в массовке попутно снимался. Надеюсь, те кадры останутся, Михалков был ими доволен.
Так случилось, что параллельно со съемками, Владимир внес неоценимый вклад в кинематограф. Дома у него были старые военные фотографии деда, он их привез показать консультантам. Они долго их разглядывали, попросили переснять, художники срисовали куртку, в которой был одет солдат на фотографии. Оказалось, что она американская, в Красной Армии таких не было. К тому же дед сфотографировался на фоне подбитого финского танка. Откуда такая путаница на снимке, теперь спросить не у кого.
Владимира поблагодарили за принесенное, сказали, что в коллекции киностудии такой военной одежды, какую они увидели на снимках, нет и наградили… пачкой сахара. А что, лишний раз попить чайку в разгар жаркого дня – самое то.
Девочка из прошлого
Была дублерша и у главной героини фильма, которую исполняет Надя Михалкова. Причем подбирали ее в срочном порядке. Кто знает, может режиссеру эта сцена только накануне и привиделась. Объявили кастинг, отобрали семь маленьких девочек…
Вы вправе возразить, что Надя Михалкова сейчас вполне взрослая девушка.
В том-то и дело, что нужна была та Надя, которая осталась в уже снятом фильме «Утомленные солнцем».
Михалков долго смотрел на приехавших девочек и лишь у одной спросил:
- Ты вприпрыжку бегать умеешь?
Девочка показала, как она это умеет делать. Потом режиссер попросил ее спеть песенку и сказал гримерше:
- Готовьте к съемке.
Избранницей стала семилетняя нижегородка Алена Еремина. Когда ей расчесали волосы, заплели косички и одели в платьице, в котором снималась дочка Михалкова много лет назад, все так и ахнули. Сходство было поразительным.
Девочке пришлось бежать вприпрыжку через большое пшеничное поле и петь. Эпизод сняли со второй попытки.
Так что и у прошедшего времени могут быть дублеры. В фильм вернулась маленькая дочка комдива Котова. Правда, зрители ее увидят, увы, со спины. Кино, конечно, волшебное искусство, но не всесильное.
Пока нам рассказывали о юной дублерше, мы случайно узнали фамилию Владимира. Не выдадим большого секрета, если ее назовем – Любимов.
Он верит, что фильм, в котором останутся его части тела, просто обречен на успех.
- Михалков все снимает тщательно, прорабатывая каждую
деталь. К тому же в первый съемочный день была радуга и такой красивый закат. А это, говорят, всегда к успеху.
А у Алены Ереминой свой интерес к фильму. На съемках она заработала аж тысячу рублей. Если к ним еще немного добавить, то можно купить роликовые коньки, о которых мечтает девочка. Разве теперь ей в этом откажешь?
Под страхом Михалкова
Но дублеры на съемочной площадке бывают разные. Той массовке, что следует за Михалковым уже давно, запомнился эпизод, в котором снимали необычного дублера.
А начался съемочный день с легкого шока. Из палатки вышел Михалков с младенцем на руках и громко спросил:
- Чей ребенок, товарищи?
Он действительно держал только что родившегося ребенка.
Повисло томительное молчание. Видно было, как завернутый в белую пеленку младенец, шевелится.
- Ах, значит, ничей, тогда будем его снимать.
Режиссер выждал паузу и залился закатистым смехом. Ничего не понимая, все нервно начали хихикать.
Оказалось, что в руках он держал искусно выполненный муляж младенца, которому и предстояло исполнить роль дублера.
… В кузове санитарной машины рожает женщина, кстати, роль ее исполняет старшая дочь Михалкова, Анна. Раненые бойцы в растерянности. Это не война, они не знают что делать. Но нашелся один знающий, у собственной жены пятерых «из под подола вытаскивал, фельдшер, собака, только к выпивке приезжал».
- Тужься, тужься! – орут в кузове мужики, а чем они еще могут помочь.
Перед тем, как снимать эпизод, Михалков долго рассказывал дочери как надо рожать. Рассказ его увлек женщин из массовки, они обступили режиссера, внимая каждому его слову. Он знал в этом процессе все, каждую мелочь. И только, заметив обступивших слушательниц, строго сказал:
- Всем разойтись, у нас не коллективные роды.
И еще, видимо, запамятовал Никита Сергеевич, что дочь ему уже подарила двух внуков, так что опыт в этом деле у нее тоже не маленький.
В конце-концов ребенок родился. Лежачие раненые интересуются:
- Кто там, девка?
- Нет!
- А кто?
- Ты что, м….?
Выясняется, что ребеночек-то от немца. Надругались над девушкой в первые дни войны. Она кричит:
- Убейте его!
Так разве ж убьешь, на него и последний глоток спирта извели, и новую рубаху. В итоге назвали ребеночка Иосифом и отчество дали Виссарионович.
Младенец лежал, укутанный в солдатскую рубаху, хлопал глазками, морщился, открывал рот, а из рукавов гимнастерки старого солдата, принявшего роды, тянулись к необычному дублеру тонкие жилочки проводов. Вот они и были главной заботой операторов.
После съемки эпизода они долго отсматривали его на телевизионном мониторе. Нет, все прошло чисто: проводов не было видно.
Михалков тщательно оберегал этот кадр от посторонних глаз. Все съемки «живой» куклы были запрещены под страхом… Под страхом Михалкова.
Но вот на интернет - сайте студии «ТРИТЭ», которая курирует съемки фильма «Утомленные солнцем-2», появились кадры с этой куклой. Мы так поняли, что эта часть съемок рассекречена, и тайну уже можно выдать читателям.
Электронная кукла – муляж, дублировавшая новорожденного младенца, была изготовлена в мастерской спецэффектов Петра Горшенина. Сегодня все российские кинематографисты прибегают к помощи этого мастера. Его имя можно заметить в титрах фильмов «Ночной дозор» и «Мастер и Маргарита». А уж там накручено…
С голливудским размахом снимается и «Утомленные солнцем – 2». И эта электронная кукла – дублер один из атрибутов, без которого не может обойтись современное кино.
Вячеслав Федоров
Николай МОШКОВ (фото)
Павловский район,
Нижегородская область.