Неизвестный Чкалов: ПОСЛЕДНИЙ СНИМОК
Нам кажется, что мы знаем о Валерии Павловиче Чкалове все.
Столько о нем написано книг, сняты художественный и документальный фильмы.
Газетным и журнальным публикациям нет числа.
Но, перебрав в памяти вехи его биографии, еще раз
убеждаешься – помнится только триумф человека. Зенит его славы.
Но ведь, как и у всех, у Чкалова была ежедневная черновая
работа. Он был прежде всего летчик, учивший летать самолеты.
Стоит ли возвращаться к жизни человека, если о нем известно
все в мельчайших подробностях. Оказывается, стоит.
Биографы летчика сумели отделить Чкалова от жизненных реалий
того времени, создав безупречно-легендарный образ. А ведь он застал пору
гонений, репрессий, всеобщего осуждения “врагов народа”. Он был участником
подготовки к будущей войне.
Но, самое главное, он ощущал, что в стране происходит такое,
чему нет оправданий, и его исподволь вовлекают в этот перемалывающий все
человеческое водоворот.
Мы попытаемся в наших публикациях “вписать” Чкалова в канву
того времени. В наших руках оказалось много неизвестных ранее документов и
воспоминаний. Они и помогут нам рассказать о Чкалове то, что было скрыто все
эти годы.
15 декабря 1938 года в 13 часов 10 минут в небе над окраиной
Москвы внезапно остановился мотор истребителя И-180. Вынужденная посадка
закончилась катастрофой. Летчик-испытатель погиб…
Им был Герой Советского Союза, комбриг Валерий Павлович
Чкалов. Он сам торопил начало этих испытаний, понимая, что стране нужен новый
истребитель. Его друзья-летчики, вернувшиеся после боев из Испании,
рассказывали, что истребители, на которых им приходилось летать, проигрывали
немецким Ме-109.
Знали об этом и в Кремле. Сталин специально собрал ночное
совещание, где присутствовали авиаконструкторы. Перед ними выступил
летчик-испытатель Анатолий Серов, срочно вызванный из Испании. Начав свой
доклад делово и обстоятельно, он сорвался на панические нотки: наши самолеты по
всем статьям уступали "мессерам" и "фокке-вульфам".
Сталин потребовал от авиаконструкторов "положить конец
истреблению лучших кадров советской авиации в небе республиканской
Испании".
Присутствующие молчали. Пауза становилась тревожной и
тягостной. Наконец ее нарушил авиаконструктор Николай Николаевич Поликарпов. Он
заявил, что "попытается вывести истребительную авиацию из прорыва".
- Значит, вы считаете, что можно в этом важном деле на вас
положиться? Вы уверены в успехе? - спросил Сталин.
- Мы сделаем все возможное, товарищ Сталин! - ответил
авиаконструктор.
И вот уже год, как в обстановке полной секретности и в
специально отведенном помещении лучшие конструкторские силы ОКБ Поликарпова
"колдовали" над новым самолетом. К ноябрю 1938 года самолет стал
реальностью. К испытаниям первенца готовился Валерий Чкалов. Он досконально
изучил конструкцию самолета, познакомился с процессом его изготовления.
"Чкалов постоянно мешал работать, часами сидя в машине
и под ней, и расспрашивал что к чему", — вспоминал потом один из
мотористов-механиков, готовивших самолет к испытаниям.
Наступило межсезонье - ни зима, ни осень. Туманы, дожди,
снежок, слякоть… Аэродром закрыт. Метеорологи погоду не дают. Чкалову
напомнили, что он не был в отпуске. Отдых был кстати. Лето выдалось рабочим, и
он урывками отдыхал лишь на даче в Серебряном бору. На своей любимой Волге он
так и не побывал. И вот есть повод и время…
В Горький он приехал тихо и без шума. Сразу же с вокзала к
сестре Софье.
Покой продолжался недолго. Через пару дней он уже выступает
на собрании стахановцев. Вечерком заглядывает к старому товарищу отца врачу
Постникову. Погостил у брата Алексея.
21 ноября с другом детства, директором ленинградского завода
Павлом Волковым, заглядывает в редакцию газеты "Горьковская коммуна".
Тут и "застукал" прибежавший с задания
фоторепортер Нисон Капелюш. Они давно были приятели и называли друг друга по
имени. Правда, Чкалов переиначил трудное имя Капелюша и звал его Анисимом.
- Вот там, Валерий, посиди, сейчас я тебя щелкну! Газету
только раскрой, почитай.
Чкалов отпускал шуточки в адрес фотографа, а тот суетился со
своей "лейкой", будто слова его и не касаются.
- Валерий, еще просьба. В шинели я тебя еще не снимал.
Придется идти на улицу.
- Анисим, уймись, дай газету почитать!
- Потом, все потом…
Они вышли на улицу, прошли в садик, где было безлюдно. Шел
небольшой снежок. Он опушил деревья, прикрыл тропинки.
Чкалов не знал, куда деть руки.
- Анисим, ну, подскажи, что ли.
- Пройдись по тропиночке. Так. А теперь иди на меня. Руку в
шинельку… Так, хорошо!
- Ладно, уймись, хватит.
Погода была хорошей, и фотографу было жалко отпускать такую
модель. Он сделал еще несколько кадров.
Нисон Михайлович Капелюш, рассказывая о своих встречах с
Чкаловым, признавался, что очень любил его снимать. У Валерия Павловича было
живое лицо, он был азартен в разговоре и очень подвижен. Не надо было
специально выстраивать кадр: поднял "леечку" — и щелкай.
Этот снимок, сделанный в детском скверике на улице Свердлова
в Горьком, стал последним.
Нисон Михайлович сокрушался, что не принял предложение
Чкалова махнуть в Василево. Чкалов приглашал его на охоту.
- Вот где кадры-то будут. Зайчишек погоняем…
Знать бы тогда. Но кто же думает о плохом?!
Туда, в родное Василево, а вернее, уже в Чкаловск, пришла
телеграмма:
"Все готово. Ваше присутствие необходимо".
Только он знал, о чем идет речь. Уезжая, обещал матери
следующим летом погостить подольше.
Спустя много лет один из очевидцев последнего вылета
Чкалова, Вартан Никитович Сагипов, тогда ведущий инженер, вспоминал, что
предчувствие беды было. Сам Чкалов, поднявшись на крыло истребителя И-180,
вздохнул и тихо сказал: "Не хочется лететь, но надо! Смелее!.."
Небольшой пакетик с одним-единственным негативом - все, что
осталось от последней съемки Чкалова у нижегородского фоторепортера Нисона
Михайловича Капелюша на сегодняшний день. Сколько было кадров, уже никто не
скажет. Нисон Михайлович щедро раздавал их редакциям газет и журналов. Лишь
один оставил себе. Вот этот. Лучший.
Вячеслав Федоров
НА СНИМКАХ:
- Валерий Павлович Чкалов с Нисоном Капелюшем.
- Последний снимок легендарного летчика. Горький. Ноябрь 1938
г.
- Чкалов и Сталин. 1936 г. Фото Н. Капелюша.