– 1, 2
 
 

ВПЕРВЫЕ

(Часть I)

Не каждый город может похвастаться всенародным торжищем – ярмаркой. Нижний Новгород – может. Сколько лет знаменитая Стрелка на слиянии Волги и Оки привлекала к себе внимание. Товар сюда везли отовсюду.

Но не только торжищем славилась ярмарка. Здесь Россия показывала миру то, чем гордилась.

Можно по-разному писать историю Нижегородской ярмарки. Кого-то заинтересует архитекторы, проектировавшие уникальные павилионы. Может привлечь и купечество, радевшее за крепость Отечества.

Мы же отыщем в истории ярмарки события, которые начинали собой новую эру технического взлета России. Это было впервые…

Это продолжается и сейчас.

Диво самоходное

Еще одно документальное свидетельство — фотография первого русского автомобиля. Видимо, по-другому снять его Максим Петрович Дмитриев не смог. Днем, когда машина бегала по выставке, обдавая всех бензиновыми парами, снять ее было просто невозможно — мешала публика. Фотограф решил запечатлеть диковинку в малолюдье. Скорее всего снимок сделан вечером, после закрытия выставки. Уходящий свет не позволил сделать выдержку короткой, поэтому движущиеся фигурки людей получились размытыми. Если бы не это обстоятельство, то в левой части снимка мы могли бы рассмотреть флотского офицера. Это и был один из создателей “самобеглой коляски” Евгений Александрович Яковлев.

Михаил Петрович Дмитриев рекламных фотографий не делал, поэтому постарался как можно оживить снимок присутствием людей. На выставке он старался снимать все самое удивительное, и автомобиль не мог не привлечь его внимания. Многое из снятого осталось в архивах фотохудожника и со временем бесследно исчезло, но вот этот снимок был размножен в открытках. Дмитриев прекрасно понимал, что этим он заявит о рождении первого русского автомобиля. А сказать об этом было уже необходимо.

Правда, знатоки истории автомобилестроения утверждают, что самый первый автомобиль в России был построен в 1882 году Путиловым и Хлобовым, но ни каких-либо документов по этому поводу, ни изображений того автомобиля не сохранилось. И поэтому отсчет отечественного автомобилестроения ведет вот с этого самого автомобиля, который был представлен на Нижегородской промышленной и художественной выставке и попал в объектив фотографа Дмитриева.

Если сравнить изображение этого автомобиля с его зарубежными сородичами, то можно обнаружить почти полное сходство с первыми автомобилями Даймлера, Бенца, Рено, Шевера.

Россия отставала в автомобилестроении, на наших дорогах царствовала телега, тогда как в 1896 году в Европе уже проходили автомобильные гонки.

Россия отставала... но не очень. В США к этому времени было всего... четыре автомобиля, в Германии — несколько десятков, а первенствовала Франция, где по дорогам бегало уже 450 машин. Сегодня мы хорошо знаем имена пионеров европейского автомобилестроения, они сохранились в названиях фирм и заводов, а вот своих, увы, не знаем.

Будущие автомобильные магнаты начинали свой бизнес скромно — кто с экипажной фабрики, кто с деревообрабатывающей мастерской или в лучшем случае с мастерской, делавшей двигатели к локомотивам.

По аналогичной схеме автомобилестроение начало развиваться и в России.

В 1827 году в С.-Петербурге появилась экипажная фабрика Карла Неллита. Она славилась легкими и прочными колясками. Коляски, кареты, ландо, сработанные на фабрике, выглядели элегантно, но, что самое главное, были технически совершенными. Дела фабрики пошли еще успешнее, когда сюда поступил Петр Александрович Фрезе. Горный инженер по образованию, он имел склонность к изобретательству, а еще он страшно любил лошадей. На фабрике эти два увлечения слились в одно. Он стал совершенствовать конные экипажи и делал это настолько успешно, что даже Императорский конный двор разместил на фабрике свои заказы.

Со временем Петр Александрович возглавил фабрику, и стала она называться “Акционерное общество постройки экипажей Фрезе и Ко”. И все бы шло своим чередом, не появись в Петербурге “Первый русский завод керосиновых и газовых двигателей Е. А. Яковлева”. Произошло это в 1891 году.

 А открыл завод бывший лейтенант российского военно-морского флота Евгений Александрович Яковлев, 34 лет от роду.

Казалось бы, что могло соединить фабрику конных экипажей и моторный завод?

Выставка! В 1893 году в Чикаго открылась Всемирная выставка, на которой судьба и свела двух русских предпринимателей. Там они и склонились к мысли построить общими усилиями автомобиль.

Глядя на дмитриевский снимок, можно предположить, что конструкторы слепо скопировали автомобиль, скажем, Даймлер. Уж очень они похожи. Но это не так. Узлы и механизмы зарубежных автомобилей тщательно охранялись авторскими правами и патентами. Копировать их было, конечно, можно, но в глубокой тайне, и тогда ни о каких выставках не могло быть и речи.

Для своего первенца Фрезе создал оригинальное рулевое управление, подвеску, кузов, а Яковлев сконструировал двигатель. Петербургский “Журнал новейших открытий и изобретений”, внимательно следивший за постройкой автомобиля, отметил, что “двухместный экипаж с бензиновым двигателем предназначается на Нижегородскую выставку”.

13 мая 1896 года автомобиль был готов, а в июле его уже привезли в Нижний. Машина имела массу около 300 килограммов и развивала скорость 20 км/час.

Странно, но лучшие репортерские перья России, аккредитованные на выставке, автомобиля не соизволили заметить. Никто не написал о нем ни строчки. О колокольных звонах писали, о босяках и торговцах писали, о ресторанных яствах есть много свидетельств, а об автомобиле нет. Кстати, о многом умолчали репортеры. Такое ощущение, что они не готовы были воспринимать новую Россию, впервые заявившую о себе техническими совершенствами. Никто из них не ступил на подножку диковинного самодвижущегося экипажа и не промчался по выставке, не попробовал оказаться в будущем.

А исполнен автомобиль был блестяще: лоснился лаком и кожей, блистал медью и никелем.

На оригиналах дмитриевского снимка хорошо заметна фирменная табличка с гравировкой. Даже под слабым увеличением хорошо читается надпись: “Экипаж фаб. Фрезе и Ко и машинно-строит. завода Е. А. Яковлева. С.-Петербург”.

К сожалению, сотрудничество двух русских фабрикантов было недолгим. Через три года Яковлев умер, и Фрезе перестал получать двигатели, которые делались по его заказам. Новый владелец завода посчитал это дело накладным и невыгодным. Однако “автомобильная лихорадка” уже захватила Петра Александровича Фрезе, и он размещает свои заказы на других заводах. Из цехов фабрики конных экипажей выкатываются пожарные автомобили, кареты скорой помощи, грузовики и даже восьмиместные автобусы.

Конструктор был полон идей, но отсутствие “смежников”, которые поставляли бы двигатели и коробки передач, тормозило выпуск отечественных автомобилей, и на российский рынок хлынули машины импортного производства.

Заметим, что на Нижегородской выставке не было ни одного иностранного автомобиля. В экспозициях выставлялся только отечественный товар, исключение составляли иностранные фирмы, работавшие в России. Быть может, устроители выставки боялись конкурентов? Скорее всего нет. Устав выставки сознательно был ориентирован на то, чтобы поддержать российского производителя, пусть пока не совершенное, но свое. Идея была заложена хорошая, но дальше выставки она не пошла.

Развитие отечественного автомобилестроения не было поддержано. Выбиваясь из сил, Петр Александрович Фрезе продолжал строить автомобили себе в убыток и в конце концов был вынужден продать свою фабрику. А вскоре он тихо и почти в неизвестности умер.

Имена Фрезе и Яковлева сейчас полузабыты. Представьте себе, если бы еще и не было вот этой фотографии, мы бы даже не ведали, как выглядел первый российский автомобиль. Лишь сухая строчка в отчете Нижегородской выставки отметила бы факт его появления, и все! И ничего больше!

 

Вячеслав Федоров

(в публикации использованы снимки
Максима Дмитриева и
Владимира Андрианова)

 

На снимках:

  1. Главный ярмарочный дом.
  2. Первый российский автомобиль.
  3. Петр Александрович Фрезе.
  4. Реклама фирмы “Фрезе и Ко” 1908 г.
  5. Автомобильный музей в Германии.
 
 
– 1, 2
 
     
   
 
РЕКЛАМА
Проголосуй за Рейтинг Военных Сайтов! Яндекс.Метрика