ОРУЖИЕ РОССИИ
"ФЕХТОВАЛЬЩИК" — “НОЧНОЙ ПИРАТ”
В середине июля газеты сообщили о том, что на территории
авиационной фирмы ОКБ Сухого был установлен на пьедестал фронтовой
бомбардировщик Су-24. Еще один самолет стал памятником. Десять лет назад закончился выпуск этих машин, но, как
говорят авиаспециалисты, летная биография Су-24 на этом не закончилась. Они еще
полетают. За все время было выпущено 1200 самолетов Су-24 различных
модификаций. Они состояли на вооружении ВВС Алжира, Ирана, Ливии и Ирака. После
распада СССР фронтовые бомбардировщики остались в армиях Украины, Азербайджана,
Казахстана, Узбекистана и Белоруссии. Впервые Су-24 был представлен широкой публике в 1989 году на
авиасалоне в Москве. Но до сих пор об этом самолете мы знаем крайне мало.
"Трудный" самолет
К началу 80-х годов стало ясно, что атомная война, к которой
нас усиленно готовили, может никогда не начаться. Мир понял, чем она грозит не
только человечеству, но и планете. Дошло это и до военных.
Но без дела они не остались. К этому времени полным ходом
набирали силу локальные конфликты. Лидирующие в военном деле страны к ним
оказались не готовы. Стратегическое оружие, которым они обладали, не годилось
для ведения этих войн. Надо было срочно реформировать вооруженные силы, в
первую очередь авиацию, насыщая ее фронтовыми бомбардировщиками.
Эта проблема была актуальна и для нашей страны. Ракеты и
стратегические ракетоносцы, которые во времена Хрущева "затмили"
фронтовую авиацию, должны были сейчас пропустить ее вперед.
К этому времени появилось управляемое оружие — ракеты и
авиабомбы. Старые бомбардировщики необходимо было постоянно модернизировать.
Кроме того, возросли возможности противовоздушной обороны, и
самолеты должны были прорываться к позициям неприятеля "под радаром",
на низкой высоте, используя землю как маскировку.
Стало очевидно, что нужен самолет, отвечающий требованиям
современного боя.
Работы по его созданию фактически начались в 1965 году,
когда было принято постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР, где
предписывалось использовать за основу истребитель-перехватчик Су-15. Новой
машине даже присвоили заводской индекс — Т-6.
"Стране требовался самолет, предназначенный для
нанесения ракетно-бомбовых ударов в простых и сложных метеорологических
условиях, днем и ночью, в том числе и на малых высотах, с прицельным поражением
наземных и надводных целей в режиме ручного и автоматического управления, со
специальной аппаратурой, позволяющей ему производить полет с огибанием рельефа
местности на высоте 200 метров со скоростью 1320 км/час".
Вот так, все задание в одном предложении. И еще маленькая
деталь: самолет должен взлетать с неподготовленных взлетно-посадочных полос
ограниченной длины.
До сих пор в ОКБ Сухого говорят, что это был самый трудный
самолет, который когда-либо здесь рождался. Работу возглавил главный
конструктор Евгений Сергеевич Фельснер.
Переделка Су-15 под бомбардировщик ничего не дала. Широкий
разброс скоростей могло обеспечить только крыло с изменяемой стреловидностью А
это означило, что надо проектировать новый самолет.
Как только военные узнали, что авиаконструкторы взялись за
разработку фронтового бомбардировщика, они выдвинули свои условия. Им хотелось,
чтобы самолет обладал широкой универсальностью: сбрасывал 30 типов авиабомб, да
еще стрелял различными видами управляемых и неуправляемых ракет. В кабине
самолета на панели ведения огня появились 160 (!) кнопочек и тумблеров. Летчик
все это освоить был не в силах, и рядом с ним посадили штурмана.
Скоро стало очевидно, что если выполнить все пункты
правительственного задания и требования военных, то самолет никогда не взлетит.
И так уже его вес подобрался к четырем десяткам тонн. Тогда главный конструктор
твердо сказал: "Хватит, это предел, я больше никому не дам ни
килограмма". Торг шел "баш на баш": думай над облегчением
самолета, и тогда можешь ставить свое оборудование.
Новый бомбардировщик спроектировали и построили за 26
месяцев. 17 января 1970 года его поднял в воздух летчик-испытатель Владимир
Ильюшин. Тогда самолет назывался еще Т-6-2И. А через два года его запустят в
серию как Су-24.
Кроме того, что это был самый "трудный" самолет,
он еще был и самым трагическим. В ходе испытаний было потеряно десять машин,
тринадцать летчиков и штурманов. Еще восемь сумели катапультироваться.
Неожиданная новинка
Американцы узнали о появлении у Советов нового
бомбардировщика только через четыре года после начала его испытаний. А сообщил
им об этом председатель комитета начальников штабов вооруженных сил США адмирал
Томас Мурер.
Эксперты НАТО идентифицировали новинку как Су-19. Такая
модель действительно проектировалась в ОКБ Сухого. Видимо, данные об этом
самолете фигурировали в разведсводках, однако работы по Су-19 свернули на
стадии проектирования. Эксперты же, сопоставив темп работ и время, сделали
вывод, что новому аппарату пора появляться на взлетной полосе испытательного
аэродрома.
В НАТО принято давать каждому самолету кодовое название. Они
присвоили новой машине имя "Fencep"
(“Фехтовальщик”). И здесь они ошиблись. Дело в том, что название на букву
"F" обычно давалось истребителям (fighter — истребитель). Имена бомбардировщиков начинались на
букву "B" — "bomber".
То ли натовские спецы не знали тактико-технических данных,
то ли они посчитали, что возможности нового самолета недостаточны для
бомбардировщика, но Су-24 был отнесен к классу истребителей.
Когда оглашено было сообщение о новом самолете, он уже
поступал в войска, хотя, по расчетам конструкторов, на его испытание надо было
потратить еще два года. Услышав об этом, главком ВВС П. С. Кутахов резко
заявил, что нельзя испытывать самолет до бесконечности — он нужен в войсках.
Испытания прекратили.
Самолет получился настолько универсальным, что летчики с
трудом осваивали все виды его боевого применения. И тогда боевые полки,
вооруженные Су-24, стали разделять по назначению: одни предназначались только
для бомбовых ударов, другие — для применения ракет с различными системами
управления.
Такая специализация авиаполков вызвала недовольство у
старшего, прошедшего войну, поколения летчиков, стоявших во главе ВВС. Они
считали, что подобный "разброд" ни к чему хорошему привести не может.
Летчик в воздухе должен уметь делать все, а не только бомбить или стрелять.
Примечательный эпизод описывает в своих мемуарах командующий 4-й воздушной
армией генерал Демьяненко. Во время демонстрации новой авиационной техники в
Люберцах командующий ВВС П. С. Кутахов спросил мнение о Су-24 у заместителя
начальника инспекции ВВС генерал-полковника М. П. Одинцова. На что тот ответил:
"Я, товарищ главком, думаю, как воевать на нем. Это же сколько надо иметь
специалистов, чтобы все это (вооружение. — Авт.) подготовить, подвесить на
самолет. А где мы их в войну возьмем?"
С появлением Су-24 наша страна могла чувствовать себя в
полной безопасности. Фронтовой бомбардировщик был способен
"доставать" цели в Европе, Турции и даже Китае, когда у нас отношения
были не из лучших.
Уже в середине 80-х американские эксперты отмечали:
"Роль советской бомбардировочной авиации в стратегических операциях
заметно меньше роли, отводимой ракетным войскам наземного и морского
базирования. В то же время значение авиации в боевых действиях с использованием
обычного оружия и тактических операциях весьма высоко".
Эти строки написаны с "поправкой" на Су-24".
Второе дыхание
А вскоре такой тактической операцией стала интернациональная
помощь Афганистану.
В апреле — мае 1984 года 40-я армия совместно с афганскими
войсками нанесла серию мощных ударов по формированиям Ахмад-шаха Масуда в
долине реки Панджшир к северу от Кабула. С 21 апреля в бой вступили Су-24,
взлетавшие с пограничных аэродромов в Узбекистане и Таджикистане. Разведка
выяснила, что у моджахедов есть средства ПВО, сбивающие самолеты на низких
высотах, тогда как средние высоты им недоступны. Бомбовые удары по долине и
ущельям наносились с высот пяти тысяч метров.
По советским данным, в ходе операции из 3000 мятежников
больше половины было уничтожено. Позже советник Ахмад-шаха заявит, что потери
составили всего 15 человек. На войне каждый считает по-своему.
Американская пресса, впервые узнав о возможности применения
Су-24 ночью, тут же прозвала его "ночным пиратом". В тридцатилетнем
послужном списке бомбардировщика не значится ни одного ночного разбойного
нападения. Лишь однажды он действительно помог нашим войскам в ситуации
безвыходной.
Когда кремлевские стратеги отдали приказ на первый ввод
наших войск в Чечню, они не учли самую малость — погоду. Действия войск
оказались скованы... туманом. Стоявшие на дорогах колонны превращались в
мишени. Штурмовики и вертолеты боевой поддержки не могли подняться с
аэродромов. В те дни летали только Су-24, нанося бомбовые удары по скоплениям
боевиков, "видя" их даже в тумане.
Надо отдать должное конструкторам-провидцам, которые еще в
1979 году оснастили фронтовой бомбардировщик Су-24М системой дозаправки в
воздухе. Как она пригодилась сейчас!
Когда нарушилась единая система обороны, Россия перестала
быть одинаково сильной на всех стратегических направлениях. "Поэтому
особую актуальность приобретает маневр силами и средствами с одного театра
военных действий на другой. Важную роль должны при этом играть самолеты
Су-24". Так оценивают ситуацию военные специалисты.
Возможность переброски фронтовых бомбардировщиков была
подтверждена в ходе учений "Восход-93". Тогда десять Су-24 и Су-24МР
взяли курс с одного из аэродромов в центральной полосе России на Дальний
Восток. Итог перелета: три дозаправки в воздухе, причем одна ночью, одна
посадка для смены экипажа, 12 часов лета и 8000 километров позади. Причем
только перелетом дело не закончилось. Самолеты нанесли бомбовый удар на
авиаполигоне по аэродрому условного противника. Легок на подъем оказался
ветеран ВВС.
Но время неумолимо, и его вот проводили на заслуженный
отдых, сделав памятником.
Уже давно объявлен преемник Су-24. Это новый бомбардировщик
Су-34. Но, увы, преемник пока виртуальный — нет денег на его серийное
производство.
Зато резко возрос интерес к "ночному пирату"
иностранных заказчиков. По заказу ВВС сейчас идет очередная модернизация
Су-24М, будет расширен состав управляемого ракетного вооружения.
"Старый" самолет показали на МАКС-2003, что само по себе неожиданно.
Судя по всему, у Су-24 открылось "второе дыхание".
Не случится ли редчайшего в авиастроении явления? Не вернутся ли вновь к
производству скоропостижно отправленного в отставку самолета?
Вячеслав ФЕДОРОВ.
Самолет действительно похож на рапиру фехтовальщика. Да и от
"ночного пирата" у него что-то есть.
Тактико-технические данные Су-24
- Размах крыльев — 10,3 м
- Длина фюзеляжа — 22,6 м
- Масса пустого самолета — 21 т
- Максимальная скорость — 2120 км/час
- Дальность полета — 4270 км
- Боевой радиус действия — 560—1300 км
- Практический потолок — 17 500 м
- Экипаж — 2 чел.
- Вооружение — шестиствольная пушка, бомбы, управляемые ракеты
"воздух — воздух" и "воздух — земля",
противорадиолокационные ракеты.
Вячеслав Федоров