БОЕВЫЕ ПАСЫНКИ
(Часть I)
Обиженными бывают не только люди. Сколько бы вы ни смотрели энциклопедий,
рассказывающих о вооружении, вряд ли где обнаружите один из видов боевой техники
— аэросани. В семействе боевых машин они стали пасынками. Авиация их не признает,
потому что от земли они не отрываются. Для автомобилистов винт, толкающий сани,
чужд. К бронетехнике эти хрупкие создания тоже не отнесешь.
А поскольку четкой классификации они не поддаются, то о их существовании
просто умалчивают, будто их и не было. Хотя к созданию аэросаней приложили руки
и авиаторы, и конструкторы автомобилей.
Замалчивание привело к тому, что история создания аэросаней мало изучена.
Ее приходится собирать буквально по крупицам. И все-таки она прослеживается. Попробуем
мы с вами восполнить пробел в летописи отечественного оружия и вспомнить о достаточно
хорошо забытых аэросанях.
Все началось с Ивашки
В основе многих изобретений лежат драматические события. Аэросани тоже начинались
с драмы.
"Яузской бумажной мельницы работник Ивашко Кулыгин выдумал сани с парусом,
а у тех саней два крыла, и ездить они без лошади могут. Катался на них в пустырях
ночью. А Варваринской церкви поп Михайло донес в приказ тайных дел, что у Ивашки
умысел. И схватив Ивашку, пытали, и под пыткой покаялся, что хотел выдумать еще
телегу с крыльями, да не успел. Сани же сожгли, а Ивашку батогами нещадно били..."
В этой истории остается загадка — отчего это Ивашка два крыла к саням приделал.
Неужто взлетать собирался?
Как бы там ни было, но именно этого полулегендарного героя, пострадавшего за
новое, можно считать родоначальником аэросаней. Отсутствие мотора на них компенсировалось
другим авиационным признаком — крыльями.
Вряд ли именно Ивашка вдохновил инженера С. Неждановского на реальное воплощение
идеи, которая уже витала в воздухе. Кто первым ее подхватил, тот и записан в истории
первосоздателем. Журнал "Воздухоплаватель" за 1905 год сообщил о санях
"с воздушным винтом для передвижения по снегу". Сделаем скидку на инерцию
журнала, который отметил уже свершившийся факт, и прикинем, сколько могли самобеглые
сани строиться. Так что годом их рождения можно считать 1904-й.
Российское первенство вряд ли кто будет оспаривать, разве что Гренландия или
Канада, где снега схожи с нашими. Теплой Европе аэросани ни к чему.
Так что изобретение это отечественное, и скоро ему юбилей — век.
Для
России с ее продолжительными зимами и безбрежными просторами это был очень подходящий
транспорт. Вот почему в последующие пять лет было создано уже около полутора десятков
аэросаней разного назначения.
Кстати, название нового изобретения — аэросани — имеет вполне точную дату появления
на свет — 1908 год.
С 1912 года на Русско-Балтийском заводе начался серийный выпуск аэросаней
для транспортных целей. Но не надо думать, что они сразу же наводнили Россию.
Нет, партия была маленькой, а заказчиком ее стало военное ведомство. В зимнюю
пору первой мировой войны всего 25 аэросаней приняли боевое крещение на германском
фронте.
Снегоходы обеспечивали оперативную связь, перевозили раненых, подвозили к линии
фронта боеприпасы и продукты питания.
Как всегда водилось в России, все новое приживалось в ней с трудом. Аэросани
были в этом ряду, а стимулировал их развитие... германский генерал Гиндербург,
с которым Россия воевала. Увидев и почувствовав русскую зиму, он понял, что без
аэросаней ему придется плохо, и отдал приказ “о придании германской армии аэросаней
различного назначения”.
России отставать было нельзя.
Для нужд фронта
Аэросани очень хорошо показали себя в боевых действиях. В середине 1915 года
Всероссийский земский союз, ведавший снабжением армии, развернул производство
транспортных аэросаней для нужд фронта. К зиме сумели построить 24 снежные машины.
Это был мизер. Аэросани растворились на огромном пространстве фронта, и об их
боевых действиях ничего не известно. Но спецы наблюдали за ними и пришли к выводу,
что аэросани фронту необходимы.
К новым разработкам подключились авиаконструкторы. По предложению Николая Евграфовича
Жуковского создали комиссию по постройке аэросаней — КОМПАС. И уже в 1919 году
началась разработка десяти новых конструкций.
В начале 1920 года на фронтах гражданской войны появились аэросани конструкции
"БЕКА", созданные по проекту Бриллинга и Кузина. Вооруженные пулеметами
снежные машины находились в рядах атакующей пехоты и поддерживали ее огнем.
Следующий
год стал кульминационным. К проектированию цельнометаллических конструкций аэросаней
подключилось ЦАГИ, а за деревянные машины взялось НАМИ. В конкурентной борьбе
первенство было за авиаконструктором Андреем Николаевичем Туполевым. Его аэросани
ЦАГИ-IV, представленные на выставке в Брюсселе, получили
признание.
В нашей стране так ведется: все новое мы в первую очередь примеряем к войне.
Она всегда была стимулом.
В истории с аэросанями стимулировал новые разработки Наркомат связи, применивший
снегоходы для доставки почты. Он-то и поддержал конструкторов в безвоенный период.
В эти годы на экраны страны выходит ряд фильмов, где аэросани демонстрируют
все свои возможности. “Снежный автомобиль” бегает по заснеженным просторам Арктики
в широко популярной тогда картине “Семеро смелых”. И это были не надуманные кадры.
Снегоход ОСГА-2 — десятиместная машина — принимал участие в экспедиции ледокола
“Красин”.
Героями еще одного фильма стали молодые конструкторы отдела строительства глиссеров
и аэросаней — ОСГА. Отдел этот подчинялся Наркомату гражданского воздушного флота.
Как известно, даже в художественных фильмах режиссеры стремятся показать передний
рубеж творческой мысли. Так что в кинокартине молодые герои играли в футбол, думали
над чертежами, испытывали новые машины и, конечно, влюблялись. Как же без этого.
Вячеслав Федоров
На снимках:
- Аэросани НКЛ-16/42.
- Аэросани С. Неждановского. 1904 год.
- ОСГА-6.
- Аэросани НКЛ-16/41. Редкий снимок, показывающий общий вид аэросаней.
- НКЛ-6С.
- Горьковские аэросани РФ-8-ГАЗ-98.