ВСЕ ЧЕТЫРЕ КОЛЕСА
(Часть II)
Теперь самое время вернуться к негативам. Николай Николаевич поясняет каждый
темный кадрик. Вот начало испытаний первого отечественного вездехода ГАЗ-61. Вот
он еще робко берет невысокий холмик, несмело еще движется по песчаному пляжу.
Но вот уже прыгает с обрыва, не сбавляя скорости, мчится по воде. Ему уже не страшны
завалы, канавы, кюветы. А вот фотография примечательная: за рулем вездехода сидит
конструктор В. Грачев и рядом главный конструктор автозавода А. Липгарт. Этот
снимок сделан в первый день испытаний. Так тихо, незаметно они начались. Конструкторы
верили в свое детище, но еще не знали во всей полноте, на что оно будет способно.
Вскоре им это предстоит увидеть. Строчки их рабочих дневников полны удивления.
А. Липгарт: “На берегу Оки стоял грузовик. Выезд на дорогу был крутой и песчаный.
Грузовик не мог подняться вверх. Толпа прохожих подталкивала его в гору. Но ничего
не помогало. Неподалеку стоял автомобиль ГАЗ-61. Наши испытатели решили помочь
шоферу, который попал в беду. Легковая машина взяла грузовик на буксир и спокойно,
без рывков, вытащила его наверх”.
В 1940 году фотографии нового вездехода впервые появились на страницах технических
журналов. Вспоминая этот факт, Николай Николаевич Добровольский весело смеется.
Сколько же упреков он тогда заслужил: его обвиняли в ловком фотомонтаже. То, что
там было, стояло за пределами здравого смысла. Вот, например, снимок: машина совершенно
спокойно взбирается по... лестнице. Или вот еще: у вездехода, попавшего в колею,
перекосило ось, одно колесо повисло в воздухе, а он, судя по выбросам грязи, продолжает
двигаться. Такого делать автомобили еще не могли.
В январском номере 1941 года журнал “Техника молодежи”, уступая просьбам читателей,
решил познакомить с вездеходом ГАЗ-61. Были опубликованы дневники инженера В.
Грачева.
Всесторонние испытания опытного образца машины ГАЗ-61 показали, что она легко
берет самые разнообразные препятствия.
“Расскажу только об одном эпизоде. Прошлой осенью, когда беспрерывный дождь,
шедший три дня, привел все окрестные дороги в непроезжее состояние, автомобиль
ГАЗ-61 отправился из города Горького в очередную поездку. Впереди расстилалась
грунтовая дорога, изобилующая крутыми подъемами и спусками. Глина, смешанная с
песком, составлявшая дорожное покрытие, размокла и была изрезана глубокими колеями,
залитыми водой. Канавы по краям дороги представляли как бы своеобразные ловушки,
попав в которые нормальный автомобиль не мог бы самостоятельно выбраться.
Очевидно, по этой причине дорога была совершенно пустынна.
Однако ГАЗ-61, работая всеми четырьмя колесами, спокойно шел по скользкому
пути.
Неожиданно впереди показалась встречная машина. Это была грузовая трехоска
с надетыми на колеса гусеницами, спускавшаяся очень осторожно с холма. Ее шофер
собирался остановить машину, так как разъехаться в таком опасном месте, по его
мнению, было невозможно. Но вдруг он увидел, что легковая машина поворачивает
в канаву и легко перемахивает через это препятствие.
Развернувшись в поле, машина тем же маневром вышла на середину дороги, обойдя
трехоску. Пораженный шофер встречной машины вылез из нее и долго смотрел вслед
легковому автомобилю ГАЗ-61, с которым впервые познакомился при таких обстоятельствах.
Автомобиль ГАЗ-61 со всеми ведущими колесами, мощным двигателем, высоко расположенной
рамой и покрышками специального профиля (граунд-грипп) способен преодолевать такие
препятствия, которые в автомобильной практике считались до сих пор непреодолимыми
даже для полугусеничных вездеходов.
Рыхлые грунты (песок, заболоченные луга, пашня и т. д.) не являются тяжелым
препятствием для автомобилей со всеми ведущими колесами. На песках ГАЗ-61 показал
высокий класс проходимости. Ни одна полугусеничная или гусеничная машина не может
с ним соперничать. Он идет по песку настолько свободно, что, даже остановившись
на 15-градусном подъеме, может с легкой пробуксовкой возобновить устойчивое движение.
Весьма показательна способность автомобиля ГАЗ-61 подниматься по лестнице.
Испытание опытного образца по преодолению этого вида препятствий проводилось на
культбазе Горьковского автозавода. С песчаного речного пляжа вела в гору под углом
30 градусов лестница в четыре марша. Автомобиль поднимался по ней удивительно
спокойно”.
Вскоре этот цирковой номер автомобиля увидят и москвичи. Вездеход поднимется
по лестнице Химкинского вокзала и, развернувшись между колонн, спустится вниз.
Добровольский показывает фотографию этого эпизода. Видно, как собравшиеся зрители
аплодируют... Кому? Машине, умелому испытателю, конструкторам?
Идея всепроходимости у горьковчан, похоже, успешно претворилась в жизнь. Но
техническая идея должна иметь под собой надежную техническую основу. Одним словом,
новое создается на базе старого. Техническим родоначальником вездехода стала “эмка”
(ГАЗ-М1). Мы не зря с вами подробно остановились на Каракумском пробеге 1936 года.
После него “эмка” была доведена до технического совершенства. Взяв ее за основу
для вездехода, надо было создать заново лишь передний ведущий мост и раздаточную
коробку.
Но был у вездехода и еще один прототип. Вернее, мог быть, но стал лишь ускорителем
идеи. Вновь предоставим слово дневнику ведущего инженера В. Грачева:
“История конструирования и постройки вездехода ГАЗ-61 следующая.
В апреле 1938 года техническим отделом был получен импортный автомобиль с 4-мя
ведущими колесами фирмы “Мармон-Херингтон” модель Д-2. Экспериментальный цех немедленно
приступил к обкатке и затем испытанию указанной машины на проходимость. Изучение
этого автомобиля, обнаружение ряда достоинств в смысле проходимости, привело руководство
технического отдела к мысли о необходимости срочного конструирования и постройки
аналогичного автомобиля.
В конце июля конструкторское бюро отдела получило задание на проектирование
нового шасси ГАЗ-61.
Большие конструкторские и эксплуатационные недостатки прототипа заставили конструкторское
бюро отказаться от американской схемы “Мармон-Херингтон”.
В январе 1939 года конструкторское бюро изготовило все рабочие чертежи и передало
экспериментальному цеху заказ на изготовление опытных образцов. Уже в июле первый
легковой автомобиль повышенной проходимости вышел из завода на обкатку.
В нашей стране с ее колоссальными пространствами автомобиль ГАЗ-61 найдет
широкое применение как в народном хозяйстве, так и в обороне страны”.
Конструктор был прав, дыхание приближающейся войны уже ощущалось.
Сразу же после появления на свет божий вездеходы превращаются в оружие. К сожалению,
так происходит - война тщательно следит за техническими новинками. В 1909 году
немецкие фирмы “Даймлер” и “Крупп” поставили на вездеходный грузовик зенитное
орудие – сбивать дирижабли. К началу первой мировой войны немецкая армия снабжалась
несколькими типами вездеходов-грузовиков и тягачей с приводом на все колеса. На
их базе строились штабные и разведывательные машины, бр онеавтомобили.
Царская Россия не имела автомобильной промышленности. К 1917 году ее автопарк
насчитывал около 10 тысяч автомобилей различных моделей. В годы первой мировой
войны в броневики превращались любые более или менее подходящие машины.
В 1918 году Ижорский завод выпускает первые 115 советских бронеавтомобилей,
а в 1919 году Путиловский завод изготовил первую партию полугусеничных бронемашин.
В 1927 году на базе первого грузового автомобиля АМО был создан бронеавтомобиль
БА-27. Он был принят на вооружение в декабре 1928 года. Работы над автомобилем
продолжались. Военная обстановка тех дней требовала их много и различного назначения.
(окончание следует)
Вячеслав Федоров
В публикации использованы фотографии
Николая Николаевича Добровольского
На снимках:
- Опытный образец вездехода ГАЗ-61 испытывали даже в болотах.
- Показывал он и цирковые номера, вроде этого.
- Испытатели вездеходной техники.
- Опытный трехосный автомобиль отправляется в автопробег по пустыне Каракумы.
- Этот автомобиль высокой проходимости стал базой для многих видов бронетехники.
- Вот такая машина была на вооружении красной армии. Ее марка ГАЗ-ТК.