1, 2, 3, 4
 
 

Самолет-разведчик RB-47 в полете.

ПРИКАЗАНО — СБИТЬ

(Часть III)

Ушел в сторону моря

В конце прошлого года в газетах и по телевидению прошло сообщение, что Комиссии при Президентах России и США по военнопленным и пропавшим без вести удалось найти могилу майора Юджина Посы (или Позы). В мир возвращался еще один из 138 исчезнувших во времена “холодной войны” американцев, чьи судьбы растворились в шпионских полетах над территорией СССР.

Юджин Поса погиб 1 июля 1960 года во время разведывательного полета на самолете RВ-47 ВВС США. Теперь его останки покоятся в родных местах на городском кладбище Санта-Моники в штате Калифорния.

Но для американцев он все эти годы был без вести пропавшим. Советская сторона числила его в реально погибших, опознанных  и тайно захороненных. На все это имелись соответствующие документы, помеченные грифом “совершенно секретно”. Вот один из таких документов — письмо председателя Комитета государственной безопасности А. Шелепина:

“Товарищу Хрущеву Н. С.

Докладываю Вам, что 14 октября сего года траулерами Мурманского совнархоза, занимавшимися ловлей рыбы, на глубинах 60—140 метров, на расстоянии 60—70 миль севернее мыса Святой Нос (35 миль от территориальных вод) были подняты следующие части самолета:

— оконечность крыла длиной 12 метров с опознавательным знаком ВВС США, обломок оперения 1 метр, сиденье от катапульты...

Кроме того, поднят скелет человека в летном обмундировании с парашютом. При осмотре одежды обнаружены документы на имя летчика ВВС США Посе Евгения Эрпста, 1922 года рождения...

17 октября останки летчика и поднятые части самолета будут доставлены в Североморск”.

Через год в этом же месте траулер “Ялта” поднял с глубины парашют иностранного производства. В стропах парашюта была обнаружена человеческая нога в синем чулке и ботинке. Кроме того, были подняты сумка с документами и летная куртка. Вещи рыбаки доставили на берег и сдали куда следует, а ногу из-за сильной степени разложения выбросили за борт.

Во время разведывательного полета на борту RB-47 находились шесть членов экипажа. Удалось спастись на парашютах двоим — Джону Маккоуну и Фримену Олмстеду. Их подобрали архангельские рыбаки, которым строжайше запретили обо всем говорить. На следующий день обнаружили тело командира экипажа Эрнста Палма. Он умер в воде от переохлаждения. Тело его в цинковом гробу вскоре было передано американской стороне.

Осенью были найдены останки еще одного летчика — Юджина Посе, которого председатель КГБ перекрестил в Евгения. Два других члена экипажа до сих пор числятся пропавшими без вести.

Повторюсь: RB-47 был сбит 1 июля 1960 года. К этому времени, после полета Пауэрса, президент США отдал приказ о прекращении разведывательных рейдов  над СССР. Но самолеты-разведчики продолжали появляться у самых границ страны. В ответ на их появление в воздух поднимались советские истребители, готовые вести огонь на поражение.

В истории с RB-47 до сих пор много неясного. Мгновенно среагировав на случившееся, правительство США объявило, что полет преследовал научно-исследовательские цели.

Оставшиеся в живых летчики, а среди них был штурман, в один голос заявили, что в их планы не входило нарушение границы. Им вряд ли поверили, да и доказать они ничего не могли.

Советская сторона, проанализировав обстоятельства гибели RB-47, сочла необходимым завуалировать развязку и сообщила, что самолет-разведчик был атакован, после чего “ушел в сторону моря”.

Теперь вспомним, где были найдены останки RB-47 — в 35 милях от территориальных вод. Далековато, если учесть, что сбитый самолет стал тут же разваливаться на части.

Форсажный взлет.
Самолет-разведчик сегодня занял место в музее.

“Нельзя” для генералов не существует

Расследование инцидента сорокалетней давности показало, что полет RB-47 носил все-таки разведывательный характер. Это было признано и американцами. Но вот нарушал ли он границу — дело до сих пор темное. И все эти годы на летчике Василии Амвросиевиче Полякове лежит моральная вина: одно дело, если он сбил шпиона, другое — если действительно научный самолет.

RB-47 был не новичком в небе СССР. Эти самолеты регулярно нарушали воздушное пространство нашей страны. Один из самых наглых полетов был 29 апреля 1959 года. Тогда сразу три RB-47 безнаказанно пролетели по маршруту Новгород — Смоленск — Киев. Такие же групповые “перелеты” были предприняты над Каспийским и Японским морями под Владивостоком.

Сходившие с вооружения RB-47 были собраны в 55-е стратегическое разведывательное крыло. Оно базировалось на авиабазе в Форсбе (штат Канзас), но действовало малыми группами по всему миру.

RB-47, появившийся  над Баренцевым морем, стартовал с одного из аэродромов Великобритании.

Этот разведывательный полет окончился бы для американцев так же благополучно, как и многие другие полеты, выполненные в пределах правил. Американцам в тот день просто не повезло. Из Архангельска в Североморск на совещание прилетел командующий 10-й армией ПВО генерал-лейтенант Петрухин.

Генерал решил попутно навестить своих подопечных и прибыл на командный пункт Североморского корпуса ПВО. Как раз в это время наблюдатели доложили, что в зоне досягаемости локаторов на высоте 9000 метров появилась цель. Через несколько минут стало ясно, что держит она курс к границе. Такие полеты отслеживались довольно часто, но в этот раз генерал распорядился поднять истребитель.

— Пусть летчик подойдет и запишет номер.

Командир Североморского корпуса ПВО попробовал было отговорить генерала от этой затеи, но во время своего монолога допустил существенную ошибку. Он сказал:

— Вы же знаете, товарищ генерал, что этого делать нельзя.

Для фронтового аса последнего слова в лексиконе не существовало.

— Мне — нельзя? А Эйзенхауэру что, можно летать? Полковник, поднимайте истребитель!

На перехват поднялся МиГ-19 командира звена истребителей капитана Василия Полякова.

Надо сказать, что этому летчику не раз приходилось вылетать по тревоге. Поднимался он в воздух и 1 мая, когда стало ясно, что самолет-нарушитель U-2 вполне может появиться в небе над Североморском. Но тогда обошлось, нарушителя сбили раньше.

Через несколько минут полета Поляков доложил:

— Вижу цель. Движется в сторону материка.

С КП передали:

— Подойди поближе. Определи принадлежность.

— Это RB-47. Хорошо видны опознавательные знаки американских ВВС.

Дальше история начинает терять четкие и реальные границы. В ход идут слухи и предположения. Может быть, в архивных анналах и есть документы, проливающие свет, но извлекут их, по-видимому, не скоро, если вообще извлекут.

Последнее указание Полякову было проверить оружие и сажать самолет-разведчик.

Вот эта команда и стала решающей. Для летчика-истребителя было ясно, что RB-47 нарушил воздушную границу.

Поляков попробовал  манипуляциями своего самолета дать понять, что нарушитель должен следовать за ним на посадку. Но самолет-разведчик стал уклоняться.

— Приказа не слушает. Что делать?

И вот здесь, как в классическом мыльном сериале, наступает амнезия — провал памяти....

По одной из версий, сам генерал Петрухин отдал приказ на уничтожение самолета-разведчика. И будто бы командир корпуса отказался передавать ее летчику, за него это сделал дежурный оператор.

По другой — в самый решающий момент исчезла радиосвязь с самолетом Полякова, и он проявил личную инициативу.

Такая амнезия размывала не только границы истории, но и ответственность, которую должно было поделить высокое начальство.

Даже сам Василий Амвросиевич Поляков, живущий ныне в Севастополе, с неохотой и как-то невнятно рассказывает о концовке истории. Хотя он в ней лишь исполнитель. Он не мог знать, нарушил ли RB-47 границу. Это могли знать только на земле. Но раз ему приказали сажать нарушителя — значит, граница была нарушена. Если даже в это время исчезла радиосвязь, то летчику было ясно — перед ним нарушитель. И он открыл огонь...

На всякий случай в отчете он написал, что самолет-нарушитель скрылся в тучах. Ушел в сторону моря...

В недавно вышедшей книге “Тайная битва сверхдержав” историк “холодной войны” и член той самой комиссии по военнопленным и пропавшим без вести Александр Семенович Орлов отметил, что с RB-47 вели по МиГу огонь из 20-миллиметровой пушки. Этот человек имел доступ ко многим секретным документам, касающимся этой истории, и ему можно верить. Хотя он тут же допускает неточность, сообщая, что Поляков пилотировал МиГ-17, а не МиГ-19. Но будем считать эту ошибку корректорской.

Что же произошло дальше?

Опять же по одной из версий, пилота вернувшегося МиГа взяли под арест. А по другой — он спокойно сел и написал отчет о произошедшем.

МиГ-19. На этом самолете был сбит нарушитель.

“Пусть не летают!”

Военные понимали, что скандал предстоит грандиозный и во вселенском масштабе. Если и были доказательства вины экипажа самолета-разведчика, то уж больно они были зыбкими.

Военных выручил генсек. Когда Никите Сергеевичу Хрущеву доложили о случившемся, он попросил показать, где произошел инцидент. 

— В районе мыса Святой Нос.

— Сунули свой нос к нашему и получили, — скаламбурил генсек.

Дальше он предупредил правительство Великобритании, откуда вылетел самолет-разведчик: “Агрессивные акции могут стать опасными для английского народа”. Американцам тоже попало. Никита Сергеевич сказал, что обещания администрации прекратить разведывательные полеты в небе СССР “гроша ломаного не стоят”.

Распорядился генсек и по поводу летчика, сбившего нарушителя: “Ему — орден. Пусть не летают американцы у наших берегов. Нечего им здесь делать”.

Летчик-истребитель Василий Поляков. Фото 1960 года.Присвоить звание Героя Советского Союза Василию Полякову не осмелились. Сейчас уже никто не скажет, какие были на этот счет сомнения. Когда сбили U-2, ракетчики были представлены к этому высокому званию, но не получили его только потому, что одна из ракет сбила свой самолет. Что же помешало здесь?

Видимо, все-таки дрогнул генсек, понимая, что есть изъян во всем произошедшем: нарушения границы не было. Летчик был награжден орденом Боевого Красного Знамени, получил досрочно звание майора, был обласкан прессой. Высочайше было разрешено украсить его снимком обложку “Огонька”.

После этого майор Поляков надолго исчез. По официальной версии, он пожелал продолжить службу в южном гарнизоне. О нем вспомнили лишь через сорок лет, когда нашли могилу пилота сбитого им RB-47.

Двух оставшихся в живых летчиков еще тогда передали американской стороне. На родине их встречали с почестями. Америка это умеет делать. Они свое отлетали сполна и дослужились до полковников. Как водится, написали книгу. Года четыре назад гостили в России. В Питере им устроили теплый прием в Клубе подводников. В тот день хорошо выпили, обильно закусили. Говорили тосты о всепрощении.

Только вот летчика Полякова на том банкете не было. Не пригласили. Видимо, не хотели бередить старые раны новым друзьям.

(Окончание следует)

 

Вячеслав Федоров

На снимках:

  1. Самолет-разведчик RB-47 в полете.
  2. Форсажный взлет.
  3. Самолет-разведчик сегодня занял место в музее.
  4. МиГ-19. На этом самолете был сбит нарушитель.
  5. Летчик-истребитель Василий Поляков. Фото 1960 года.
 
 
1, 2, 3, 4
 
     
   
 
РЕКЛАМА
Проголосуй за Рейтинг Военных Сайтов! Яндекс.Метрика